«Огоньки» - светят. Но не греют…

Общество
Ну вот, чуть развеялся постновогодний туман – улеглись и первые впечатления от увиденного-услышанного. Странное, неоднозначное впечатление, честно говоря.

 Вообще критиковать «Голубые огоньки», равно как и хвалить их, это дело, заранее обреченное на провал. В первую очередь благодаря их длинной истории. «Огоньки» стали правопреемниками программы, которая была запущена в эфир еще в 1962 году. Она выходила 23 года, потом «загнулась» в 1985-м, но через 12 лет возродилась и с тех пор продолжает жить и здравствовать. Таким образом, критикуя ежегодное новогоднее действо, ныне по сути равное количеству каналов, мы априори вступаем в конфликт с поколением его поклонников, а то и не одним. Тем не менее…

То, что было показано на канале «Россия», мне вообще хотелось бы оставить без комментариев. Знаете, бывают случаи, когда кто-то что-то делает не слишком пристойное, а неловкость испытываешь ты – став этой непристойности невольным свидетелем. Примерно так и было в данном случае. Ни в напускное веселье, ни в праздничный ажиотаж не верилось, да и повериться не могло – уж больно неискренним и неестественным получилось шоу.

А вот на «России К» было исполнено все, что обещали. Их шоу веселухой и разнузданным «у-у-ух!» не блистало, но если под «Россию» было бы логично встречать Новый год не шампанским даже, а пивом с воблой, то «Культура» - это территория «Вдовы Клико»: поклонники высокого искусства получили возможность прикоснуться к высокому и встретиться со звездами первой величины. Сколько народу смотрело их шоу – не знаю, думаю, не многие, но точно благодарные зрители.

Исполнил все, пойдя проторенным путем, и РЕН ТВ: ретро ныне в тренде. Незатейливо и по-своему мило выступил СТС – кстати, первый из каналов честно рассказавший, что готовит на Новый год, и ни на что особенное не претендующий. Очень по-домашнему и тепло все сложилось и у ТВ Центра, хотя канал рисковал – устраивать такое шоу в прямом эфире с позволения сказать «стремно». Но, конечно, под прицелом внимания как всегда оказался Первый канал – такова уж его планида. После критики прошлого года канал пошел на ряд беспрецедентных шагов, и шоу этого года было абсолютно точно качественней и лучше предыдущего.

Порадовал и выход из студии, и виды столицы, да и сами съемки были выше всех похвал – с чем, кстати, согласны практически все критики. Но без вопросов не обошлось. И хотя в этот раз за исполнителей голосовали сами зрители, так что и пенять каналу подбором артистов вроде как не престало, недовольных шоу немало. Все верно: одним все равно нравится, скажем, Лобода, а другим – нет, для третьих – дикость появление на Первом звезды молодых Алексеева, а четвертым костью в горле кажется Ротару, поющая про «Завтра Новый год» в ночь на 1 января. И кто-то восхищается троицей Ургант-Нагиев-Михеева, а кто-то не без оснований замечает – не искрили они, старались, но не искрили, или мы, зрители, «переели» этой триады.

Но все дело, думаю, не в этом – все перечисленное лишь частности, не более. То скрытое раздражение, которое проявляется даже в отношении обновленного шоу, связано с и с неизбежным внутренним старением формата, и с тем, что мы сами его переросли.

В «Огоньках» много советского, привычного, даже милого, но уже не способного ни удивить, ни восхитить – это ушедший формат. Зритель потому и раздражен, что не понимает, чего хочет, ибо рецепта того формата, который ему нужен, пока никто не изобрел. Сцена-песня или песня-тост, особенно с учетом того, что 98 процентов исполненных песнен не премьерные – дань прошлому, но не более. И Первому каналу, сделавшему шаг вперед, не удалось вырваться из клетки, давно жмущей в плечах всем – включая артистов-участников. Нам жмут «огоньки» - даже обновленные, они светят, но не могут согреть души, им не верят – как не верят неискренне, надсадной веселухе, градус которой растет сообразно гонорару, а не желанию порадовать зрителей или хотя бы себя.

Что может прийти на смену затухающим «огонькам»? Не знаю. Не исключаю, что некое подобие мюзикла – их у нас любят. Но мюзикла специального, написанного с душой, с новыми песнями под каждого исполнителя, мюзикла с неким сценарием – выше на голову прогремевших когда-то «Старых песен о главном». Код удачи новогоднего шоу один – неожиданность. В этом году ее не случилось – увы.

amp-next-page separator