На грани науки и искусства

Общество
Проект реставрации объекта культурного наследия начинается с разрешения, которое выдает Мосгорнаследие. У каждого объекта есть акт, в котором описано его текущее техническое состояние. Принимая здание или постройку, собственник получает предписание на выполнение работ по нему, среди которых может быть и реставрация.

Собственник или пользователь объекта привлекает к работе профессионалов, которые проводят исследовательскую работу: собирают архивные материалы, данные об объекте, чертежи, восстанавливают его первозданный облик. Составляется проект, в котором должно быть учтено все, включая историю места и самого строения. Готовый проект проходит экспертизу. Когда есть одобрение инстанций, необходимо получить в нашем ведомстве разрешение на проведение работ. За них могут браться организации и специалисты, аттестованные Министерством культуры. Непрофессионалы к работе не допускаются.

Реставрация — дело крайне кропотливое. Известно, что проще и быстрее создать что-то с нуля, чем вернуть первоначальный облик тому, что уже есть. Однако последние несколько лет московской реставрации удалось добиться удивительных темпов.

Это связано и с тем, что в отрасль приходит все больше специалистов (в свое время наблюдалась так называемая яма — мы потеряли почти целое поколение реставраторов), и с тем, что инвесторы стали чаще обращать внимание на исторические памятники и бесстрашно берутся финансировать их реставрацию.

Как это часто бывает, во время работы мы встречаем немало сюрпризов: новый красочный слой, неожиданная роспись, следы от мозаики. Нередко такие находки преподносит работа уже не с чертежами, а непосредственно на объекте. Так, к примеру, было на станции метро «Киевская», где на фреске нашли закрашенного ранее малыша. Или в Центральном павильоне ВДНХ, где под слоем штукатурки «прятались» комбайны в поле. Не обходится и без артефактов: под вскрытыми половицами могут лежать документы, вышедшие из обращения деньги.

Когда речь заходит об элементах декора, особенно если они утрачены, то работа реставраторов превращается в настоящий детектив. Найти хотя бы один сохранившийся элемент, хотя бы несколько деталей, пару старинных фотографий — это уже счастье. Так, к примеру, воссоздали великолепного льва на крыше особняка Кекушевой на Остоженке: в свое время он просто пропал оттуда и был восстановлен по единственной фотографии.

Реставрация — это тщательный труд, связанный в первую очередь с умением внимательно изучать и анализировать. В профессиональной реставрации происходит стык науки и искусства. Я бы даже сказал, что реставрация — это самая настоящая машина времени.

amp-next-page separator