Покупаем среду обитания
На мой взгляд, это очень важная история. Еще лет 10–15 назад, приобретая недвижимость, москвичи оценивали лишь количество квадратных метров. Окружающее дом пространство их волновало мало. Парковки во дворе было вполне достаточно. Но с приходом Сергея Собянина отношение людей к среде, в которой они живут, стало меняться. Дело в том, что москвичи увидели, КАК может быть. Фонари, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, удобные скамейки, клумбы — все это пришло в нашу действительность и постепенно изменило психологию москвичей и их приоритеты при покупке недвижимости. Сейчас, приобретая жилье, люди покупают именно среду обитания.
Чтобы, выйдя из дома, можно было попасть в благоустроенный двор, чтобы рядом был какой-то сквер, народный парк, социальная инфраструктура. В итоге застройщикам, чтобы удержаться на рынке, тоже пришлось менять свою политику.
Лет десять назад в цене квадратного метра жилья благоустройство окружающей дом территории составляло менее одного процента. Сейчас, в среднем, около пяти процентов. Потому что власти Москвы планку благоустройства резко подняли. Больше того: подняли настолько, что за этим стандартом довольно трудно угнаться — слишком серьезные нужны вложения. Но без них уже нельзя. Ведь, покупая квартиру в новом доме, москвич рассчитывает, что вокруг все будет так же красиво благоустроено, как в других дворах: те же пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, клумбы и т. д. Одной парковки под окнами ему уже мало! Еще одна тенденция рынка: вкладываясь в инфраструктуру, столичные власти резко увеличивают интерес к городской недвижимости и, как следствие, число ее покупателей. Потому что покупатель знает: купив квартиру даже в старой «панельке» на окраине, он может рассчитывать, что во дворе и вообще в районе все будет в полном порядке. И благоустроено, и метро рядом, и очереди в детский сад нет, и в школу без проблем можно устроиться.
Почему в Москве продолжается строительный бум? Потому что власти продолжают улучшать инфраструктуру города. К районам, где появляются новые станции метро и МЦК, растет интерес застройщиков. Потому что они знают: квартиру в пешей доступности от метро купят скорее. Квартира в районе с парками и детсадами тоже будет востребована.