Урок истории
Надо признать, что значительная часть наших современников имеет очень смутное представление о православных подвижниках веры ХХ столетия. Многие люди не только о них почти ничего не знают, но даже не интересуются подобными вопросами. Есть в людях такая черта: желание наскоро перелистнуть грустные и тяжелые страницы недавней истории, закрыть глаза на безрадостное прошлое. Это относится к событиям, происходившим в родной семье, в селе, городе, всей стране.
Нелегко узнавать об испытаниях, чудовищной несправедливости и жестокости, которые пережили наши соотечественники. Слабохарактерным людям свойственно избегать реальности, слепо полагать, что все плохое, негативное уже в прошлом и больше никогда не вернется, что пришло время испытывать только положительные эмоции, радоваться жизни и получать от нее приятные сюрпризы. Разве можно достичь чего-либо хорошего, полезного, значимого, если безоглядно стремиться к счастливому будущему, не желая вникать в уроки прошлого, игнорируя то, что пришлось пережить нашим предкам, народу, всему миру?
В историческом процессе все взаимосвязано, взаимообусловлено. Его нельзя постичь отчасти, выборочно. Человека, по-настоящему интересующегося историей, не удовлетворят выборочные знания. Безусловно, какие-то периоды могут заинтересовать больше. Историк в них гораздо лучше ориентируется, а с остальными знаком поверхностно. Но если полностью отвернуться от какой-либо эпохи или закрыть глаза на явления определенного рода, то нельзя претендовать на целостное историческое знание. И пока нам небезразлична наша история, мы не можем пройти «мимо» судеб и подвига новомучеников и исповедников, не заметив его.
Мы не в силах изменить прошлое, сделать так, чтобы в нем стало больше справедливости, милосердия, человечности, мудрости. Но мы вполне способны внести свой вклад в сохранение исторической памяти своего рода, края, всей страны. Мы можем с пользой для собственной души потратить свое время, усилия, труды и способствовать тому, чтобы наши современники и потомки знали правду о тысячах достойных людей, которые даже перед страхом мучений и смерти не отступили от веры. Для этого сегодня мы имеем уникальные возможности, ведь они жили относительно недавно.
В наши дни еще можно найти людей старшего поколения, которые были знакомы и помнят тех, кто хранил веру в тяжелых испытаниях советских времен. Они могут поделиться и собственными историями, и рассказами, услышанными от очевидцев. Сегодня важно ничего не утерять, постараться собрать по крупицам как можно более подробные сведения о новомучениках и исповедниках нашей Церкви.
Мы молимся в храмах и монастырях, связанных с их именами, живем в тех краях, городах и селах, в которых они росли, учились, жили и несли христианский подвиг. Для нас это — родная и близкая история. Она касается непосредственно каждого. Разве можно, например, будучи на Соловецких островах, не вспомнить об узниках долгие годы находившегося здесь лагеря? Призер конкурса «Лето Господне» Валентина Лаюрова, рассказывая о впечатлениях от посещения Соловецкого монастыря, глубокомысленно отмечает, что «именно в этом месте, которое было предназначено для служения Господу, происходили события, противоречащие Его заповедям. […] Вместо любви взрастили ненависть и вместо жизни посеяли смерть через убийство невинных людей, в том числе и тех, кто посвящал свои жизни служению Богу».
Любознательным, внимательным, неравнодушным надо быть не только в поездках. Тем, кто проявляет эти качества на родной земле, открываются потрясающие тайны о знакомых с детства местах, заставляющие по-иному увидеть судьбы окружающих людей. Валентина Лаюрова живет в Казахстане, который был местом ссылки и заключения множества репрессированных. Она сообщает о тяжелейших испытаниях, которые выпали на долю невинных людей, и подчеркивает, что в таких обстоятельствах без веры и евангельской любви было невозможно наладить даже обычную жизнь, которая сама по себе явилась подвигом. «Они, находясь в труднейших условиях и без каких-либо прав, сохраняли человечность и веру, — пишет она о репрессированных. — Они создавали семьи, поселения и первые города на обозначенной территории Казахстана».
Господь посылал им молитвенников и духовных наставников, которые утешали и укрепляли их в несении жизненного креста. Валентина Лаюрова рассказывает о духовном наследнике Оптинских старцев, преподобноисповеднике ХХ века, схиархимандрите Севастиане, который в 1930-е годы «отбывал срок в Карлаге, филиале ГУЛАГа на территории Казахстана близ Караганды», а потом «остался здесь и до конца своей земной жизни он нес молитвенный труд в основанном им монастыре в Караганде».
История многому учит нас. В первую очередь она предостерегает от воспроизведения ошибок, ценой которых оказываются тысячи жизней, миллионы сломанных судеб, реки крови. Если трагические страницы истории и участь многих тысяч верующих, отдавших свою жизнь за Христа, не тронут сердца ныне живущих и останутся им неинтересными, непоучительными, то, увы, наш народ, государство, все мы с вами будем не застрахованы от повторения жестоких уроков истории.