Мудрость муравья
Уже давно завершилось лето, и учебная пора в самом разгаре. Дети уже разобрались с новыми предметами и определились с занятиями в кружках и секциях. Но еще немалая часть родителей и дедушек с бабушками активно продолжают загружать ребенка учебой по принципу «больше, разностороннее, престижнее».
Многие взрослые считают своим долгом устроить своих детей и внуков в школу с углубленным изучением предметов, составить график так, чтобы ребенок успевал посетить как можно больше факультативов, репетиторов и других дополнительных занятий. При этом они пытаются охватить самый широкий спектр интересов, чтобы обеспечить школьнику всестороннее развитие. Иностранный язык, спорт и творчество составляют минимальный набор.
Плохо ли это само по себе? Безусловно, нет. Хорошее образование дает человеку много возможностей в настоящем и будущем. Плохо, когда вся жизнь школьника — это только учеба и общение со сверстниками между занятиями. Ради чего родители стремятся заставить ребенка только «учиться, учиться и учиться»? Чаще всего ради будущего поступления в ВУЗ на престижную специальность, чтобы потом стать «успешным человеком». Заставляя школьника жить сейчас ради туманного будущего, которое может оказаться вовсе не таким, каким оно нам представляется, мы не думаем о том, каких умений и навыков, каких позитивных впечатлений мы лишаем его в настоящем.
Школьник много занимается в школе, получает весьма объемные задания, к выполнению которых вынуждена подключаться почти вся семья, ходит на курсы, факультативы, в несколько секций и к трем репетиторам. Не только его день, но и вся неделя расписана чуть ли не поминутно. На другие дела, обязанности, на общение с родными, на поездки к пожилым родственникам и помощь им, на молитву в храме или дома, для чтения книг (кроме учебников и литературы по программе) времени не выделено. Получается, что вся жизнь ребенка занята школьной и внешкольной учебой, которая оказывается его единственной обязанностью и единственным серьезным и постоянным требованием к нему. Родные ему твердят: «Только учись! Ты должен лучше учиться!» — и готовы сделать за него все остальное.
Если мы заботимся о будущем счастье детей, то почему не прививаем им привычку трудиться и навыки самообслуживания, которые нужны в жизни любому человеку, кем бы он ни стал? Сегодняшние школьники в большинстве своем очень мало привлекаются или совсем не привлекаются взрослыми к работе по дому. За них всегда готовы все сделать взрослые родственники, лишь бы дети учились и отдыхали. Священное Писание признает муравьев «мудрее мудрейших» (см. Притч. 30, 24—25) за то, что они вовремя трудятся, чтобы обеспечить себя на время нужды. Придет время, когда нам понадобиться помощь наших детей. Достаточно ли им будет одних только знаний, чтобы быть в состоянии позаботиться о себе и о других?
Сколько современных молодых людей не имеют представлений об элементарном ведении хозяйства и организации быта! Они, по существу, совершенно беспомощны в этом отношении. Еще совсем недавно люди их возраста в большинстве своем работали, могли полностью себя обслужить в быту и вносили существенный вклад в общие труды семьи по дому, хозяйству, в саду и огороде. Сегодня человек с детства привык к тому, что его дело — учеба. Став совершеннолетним, он продолжает считать, что готовить еду, стирать белье, покупать продукты, ухаживать за одеждой и обувью, делать генеральную и регулярную уборку, ремонтировать технику, заниматься огородом и домом, вовремя оплачивать коммунальные услуги должен кто-то другой, как правило — старшие родственники. Он же будет только учиться и пользоваться всем готовым.
На все просьбы выполнить необходимую работу по дому, сделать что-то по хозяйству молодые люди отвечают с искренним недоумением: «А почему я? Разве больше некому это сделать?» Так вышло, что они выросли, так и «не заметив», что суп не сам по себе варится, одежда не сама гладится, окна не сами моются, продукты и вещи не появляются в доме сами собой, а крыша на даче не сама себя покрасила.
И не только молодые люди виновны в том, что, живя на всем готовом, они не привыкли ценить труд других членов семьи, благодарить за него, стараться принимать в этом труде посильное участие и по мере взросления брать на себя все большую долю домашних забот. Мы им не помогли это «заметить», не научили это ценить, не приобщили к труду — с них не требовали ничего кроме учебы.
Пройдет немного времени. Родные, у которых силы с возрастом станут уже не те, будут ждать от молодежи помощи, но ее не получат, ибо мы не учим их помогать старшим родным, проявлять внимание и терпение, не требуем от них заботиться о младших. И будет печально, если мы поздно поймем свою ошибку, когда сами будем нуждаться в помощи от повзрослевших детей. Они же по-прежнему будут полагать, что их дело — учеба, работа или получение удовольствия, а остальное сделается «само собой», т.е. нашими силами. Это настоящая проблема, которую мы создаем себе сегодня.