Замкадье набирает популярность
На первичном рынке недвижимости отмечается интересный тренд. За МКАД сегодня сосредоточено всего 7,8 процента всех предложений новостроек. При этом за восемь месяцев этого года в проектах, расположенных за Кольцевой, зарегистрировано 21,9 процента общего числа договоров долевого участия. Иными словами, все больше людей стремится купить новостройку за МКАД. В чем тут дело?
В первую очередь, конечно, москвичей привлекает относительно низкая цена. Она как минимум на 10–15 процентов ниже, чем внутри Кольцевой. Средняя цена комфорткласса в районах, расположенных за МКАД, сейчас 129,7 тыс. рублей за кв. метр. Средняя цена класса стандарт — 102,2 тысячи рублей за «квадрат». При этом высокий спрос приводит к росту цен. За год они выросли на 11,5 процента в комфортклассе и на 2,9 процента в классе стандарт.
Самым бюджетным «замкадным» районом стал Северный, где средняя цена — 90,2 тысячи рублей за кв. метр. Чуть выше цены в Крюкове и Некрасовке — 101,8 и 102,2 тысячи рублей соответственно. В Митине зафиксирована самая высокая стоимость кв. метра — 139,6 тысячи рублей. Примерно на том же уровне находятся цены в Южном Бутове — 137 тысяч рублей.
Второй фактор, обуславливающий популярность окраин,— более благоприятная экологическая обстановка. За кольцевой, где ниже плотность застройки и меньше дорог, воздух, разумеется, чище. Потенциальным покупателям это очень нравится.
Третья причина — развитая инфраструктура. Да, это по прежнему спальные районы. Но уже не старые советские, а новые, весьма благоустроенные. Здесь есть крупные торговые центры, кафе, рестораны, детсады, школы, поликлиники. Тогда как в Москве в пределах МКАД жителям новостроек часто приходится сложнее. Ведь их дома «садятся» на уже существующую инфраструктуру, которой и без них пользуются десятки тысяч человек.
Еще одно преимущество «замкадных» проектов — довольно высокая транспортная доступность. В Митине и Южном Бутове, например, давно есть метро. Вот-вот станция подземки откроется в Некрасовке. «Тянут» ветку в район Северный. А если есть метро, то отдаленность района от центра большой роли уже не играет: сел и доехал, комфортно, без пробок.
Плюс новые микрорайоны, как правило, изначально лучше спланированы. Здесь физически больше места, просторнее, есть парки, шире улицы, больше мест для парковки автомобилей. Я считаю, популярность «замкадья» продолжит расти. Особенно с развитием метро.