Принуждение к прогрессу 

Общество
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент Владимир Путин потребовал от глав госкомпаний и корпораций представить предложения по возможному вкладу в национальные проекты. До 2024 года предполагается освоить более 25 триллионов рублей. Справятся ли? 

Специфика нашей экономики состоит в том, что частный бизнес, даже крупный, не спешит инвестировать в долгосрочные проекты. Причин тому много — от чисто исторических: отечественный бизнес всегда был зависим от государства, до финансово-экономических: высокие ставки по коммерческим кредитам, неблагоприятный инвестиционный климат, в последнее время прибавились санкционные риски.

Поэтому вся надежда — на государство. Как в советские годы оно выступило инициатором индустриализации, так и теперь готово «дать пинка» госкорпорациям, чтобы те начали вкладывать деньги в то, что в краткосрочном плане не сулит высоких прибылей, однако в долгосрочном улучшит общую социально-экономическую среду в стране и создаст условия для устойчивого развития уже в том числе и с участием частного бизнеса. Ну а коммерческий кредит заменит бюджетное финансирование.

Примерно 17 трлн рублей на нацпроекты уже в бюджет заложены, еще около 8 трлн предстоит найти, то есть перераспределить из наших налогов и других доходов государства. При этом государство само укажет государственными и частным предпринимателям, во что им вкладывать, сколько и когда.

Трудно себя представить, конечно, подобное совещание в Белом доме в Вашингтоне, где президент наставлял бы глав корпораций, куда им вкладывать свои деньги. Но, как говорится, тут вам не Америка. Президент Путин жестко требует: «Обязательным является участие в проектах развития госкомпаний, именно для таких целей они и создавались в конечном итоге. В этой связи все мы ждем от руководителей ВЭБа, «Газпрома», «Ростеха», «Ростелекома», «Роснефти», «Росатома» и других структур с госучастием проработанных предложений по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы и проекты прорыва».

Таким образом, получение прибыли конкретных компаний и корпораций не является приоритетной целью. Скажем, тот же ВЭБ, активно участвующий в выполнении важных государственных программ, это глубоко убыточная структура, если говорить о чистой коммерции. Однако госкорпорации, в конечном счете, действительно создавались во имя того, что называется «общественное благо». Хотя Путин и оговаривается: «Задача — предложить инвесторам, частным компаниям действительно перспективные, выгодные проекты, чтобы они могли развиваться, создавать новые рабочие места, наращивать экспорт, выходить на глобальные рынки».

Владимир Путин восхитился количеству идей и женскими историями успеха / Фото: Официальный сайт президента РФ

Отчасти это напоминает «медведевские» нацпроекты 2008-2012 годов. Только масштаб совершенно другой. Частично они тогда достигли своих целей, частично — утонули в бюрократии и коррупции и «захлебнулись». Скажем, трудно назвать выполненным в полной мере нацпроект «Доступное жилье». Более успешно реализовался проект «Здоровье»: были оснащены современным оборудованием многие больницы и поликлиники, построены современные медицинские центры т.д.

Далеко не все в этой сфере сейчас идеально, в том числе есть и такая проблема: на новейшем оборудовании подчас некому работать, не хватает квалифицированных узких специалистов, финансирование медицины по-прежнему надо наращивать. Однако нельзя сказать, что данный проект провалился. Те усилия возымели значительный положительный эффект. Еще более успешным оказался аграрный нацпроект. Хотя тогда, в 2012 году, мало кто говорил о его несомненной успешности. Все больше о коррупции при выделении кредитов (бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник сейчас живет в Швейцарии). Однако в долгосрочном плане вложенные тогда в село средства «выстрелили». И сегодня отечественное сельское хозяйство находится на подъеме и завоевывает зарубежные рынки.

После победы на выборах в марте 2018 года Владимир Путин наметил 12 новых проектов (отчасти они опираются на прежние). Время реализации — до 2024 года. 12 направлений — это демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, повышение производительности труда и поддержка занятости, развитие науки и цифровой экономики, культуры, малого и среднего предпринимательства, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международной кооперации и экспорта. Если намеченные планы осуществятся даже частично, то в стране возникнет качественно новая социально-экономическая среда, новое качество жизни десятков миллионов россиян.

Например, наиболее крупные по финансированию госпрограммы — это программа борьбы с онкологическими заболеванием, создание «цифровой экономики», превосходящей по уровню лучшие западные образцы (в частности, обеспечение госучреждений и школ цифровыми каналами связи) резкое повышение качества дорог в нестоличных мегаполисах. На автодорожные проекты будет потрачено больше всего — 8,42 трлн рублей до 2024 года. На демографические программы 3,55 трлн рублей. При этом в отличие от прежнего проекта «Здоровье» основной акцент в медицине будет сделан уже не на закупки оборудования, капитальные вложения и госзаказы. Главной статьей расходов станет как раз борьба с онкозаболеваниями (117,4 млрд рублей только в следуем году в 2019 году, с 2020 года расходы по программе начнут расти до пика в 2021-м — 193,4 млрд рублей, затем стабилизируются до 162 млрд рублей в год); второе направление — борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, третье — цифровизация здравоохранения.

Правда, в силу опять же отечественной специфики уже наметились проблемы. Поскольку все сильно завязано на бюрократию, то она в который раз являет свою неповоротливость. Например, до сих по не представлены предложения по финансированию всех нацпроектов, не готовы «дородные карты» реализации. Значит, ответственным за реализацию конкретных программ, по старой доброй отечественной традиции, будут периодически давать «ободряющего пинка», чтобы, как заметил Путин, «не засыпали». Он же и будет давать.

amp-next-page separator