Классика и мы

Развлечения

Знаменитая дискуссия под таким названием состоялась 21 декабря 1977 года в Центральном доме литераторов. Советская власть была крепка, произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Некрасова выходили миллионными тиражами... Казалась бы, о чем спорить? Однако сугубо литературная дискуссия резко обозначила линии размежевания советской интеллигенции, идеологический кризис общества, обернувшийся спустя десять с лишним лет концом СССР.

Ко дню рождения Чехова (29 января 1905 года) хочется сказать о том, что классика не определяет историю, но предупреждает об опасностях, подстерегающих страну и народ. Присутствие классики в повседневной жизни общества — показатель его здоровья или болезни. Насилие над классикой (сегодня это происходит в театре и кино) — свидетельство нищеты духа, торжества фарса, карнавализации (по Бахтину) культуры, реагирующей таким образом на утрату смыслов и целей, того, что Блок называл «чувством пути».

Каждый народ ваяет в классике собственную (по Достоевскому) модель «всечеловека». Невидимый конкурс будет продолжаться, пока существуют искусство и литература. Классика — извлечение на свет божий неуничтожимого национального бэкграунда, определяющего место страны и народа на карте человеческой цивилизации. Лев Толстой называл это «мыслью народной». В центре большинства пьес Шекспира вулкан трех англосаксонских страстей — власти, денег и свободы распространять свое понимание этих вещей на оставшийся мир. Западноевропейская классика — гимн протестантскому характеру, уважающему труд, право и в разное время по-разному понимаемое общее благо. Здесь и Киплинг с «бременем белого человека», и Гамсун с менее романтичной (после победы над фашизмом норвежский писатель был осужден, но в силу преклонного возраста оставлен в покое) трактовкой этого «бремени». Сердце русской классики — не личность, не характер, но бесправный человек (пушкинский Евгений) и государство (Медный всадник), топчущее его своими копытами, движение от «рабствования в тишине» (Карамзин) до безумного «тварь я дрожащая или право имею?» (Достоевский). Как здесь не прочертить линию от монгольского ига до октябрьской революции 1917 года?

Ко дню рождения Чехова (29 января 1905 года) хочется сказать о том, что классика не определяет историю, но предупреждает об опасностях, подстерегающих страну и народ. На фото: Антон Павлович Чехов и Максим Горький в Ялте / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Писатель Эдуард Лимонов считает, что наша классика устарела, срок ее годности истек. Психический тип и душевный уклад человека, который исследовали в своих произведениях Чехов, Толстой, Решетников, Гаршин, Писемский, по мнению Лимонова, растворился во времени. Ушли реалии времени — ушел вкладываемый авторами в произведения смысл. Людям XXI века непонятны душевные терзания и мотивы поведения героев классических произведений.

С этим можно поспорить. Русская классика вечна не «бедной Лизой», хотя и ей тоже, но кувшинными рылами Гоголя, глуповцами и играющими две мелодии «Разорю!» и «Не потерплю!» органчиками Салтыкова-Щедрина, унтерами Пришибеевыми Чехова, некрасовским «Нынче тоскует лишь тот, кто не украл миллиона», прочими образами и коллизиями неисчерпаемого срока годности.

Классика, несмотря на равнодушное отношение к ней государственных мужей, хранящих свои читательские предпочтения в тайне, пронизывает дискурс в соцсетях, прочих площадках вольного общения граждан. Молодые люди, родившиеся значительно позже судьбоносной дискуссии 1977 года, знают и любят классику гораздо сильнее современной литературы. Цитаты из Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Глеба Успенского, Пушкина, Лермонтова стали острой приправой к большинству постов на социальные, исторические и политические темы. Это и есть ответ на вопрос, что классика говорит нам о самих себе сегодня. Гораздо менее очевиден ответ на вопрос, по каким произведениям современных авторов будут судить о нас потомки?

Дискуссия «Классика и мы» не затихает, а это значит, что жизнь продолжается.

amp-next-page separator