Сергей Юрский предвидел все, что происходит сегодня с нами

Развлечения
Сергей Юрский много ездил по стране и миру и делал это вплоть до тяжелой болезни. Запомнилась встреча в Киеве, на Международном кинофестивале дебютов «Молодость» в 2010 году.

Там артист провел мастер-класс для всех желающих, много говорил о времени, эпохе, человеке, который очень изменился за годы перестройки и строительства рыночных отношений. Сергей Юрьевич восемь лет назад предвидел то, что сегодня происходит со всеми нами, пленниками времени и денег.   

— Нас шатает, трясет, выбивает из колеи. Мы живем, не чувствуя почвы под ногами. Не можем найти точку опоры. Впрочем, сия неустойчивость была знакома и передана русскими поэтами — Пушкиным, Маяковским, Есениным, Мандельштамом и многими другими, — делился своими мыслями с огромной аудиторией в Киеве Сергей Юрьевич. Россия и Украина тогда еще не были в состоянии конфликта, хотя холодок между братскими народами уже витал в воздухе.

— Во многих городах, где я бываю, мне кажется, что я — один-один среди тысячи глаз, что попал в круговорот большого движения, из-за которого мы почти не видим и не слышим друг друга. Сегодня я шел по мосту и думал, что нет ему конца и края, что никогда мне до вас не добраться. Еще у меня тревожное ощущение, что весь мир по извилистой траектории впадает в рабовладельческий строй. Главная борьба сейчас идет за дешевый рабочий труд. Сегодня свободный человек тот, у кого есть свободное время, который может отдыхать, спать восемь часов в сутки. Как мне кажется, таких людей немного. Тотальная зависимость от времени, — говорил Юрский.

Советские и российские зрители особенно сильно полюбили артиста за участие в лентах «Золотой теленок», «Место встречи изменить нельзя», «Любовь и голуби» / Фото: Елена Пальм/ТАСС

— Тот, кто достиг наибольшего комфорта, и есть элита. Все остальные поглощены одной мечтой — об этом комфорте, который в действительности поедает всех нас. В течение многих веков искусство шло к тому, чтобы стать или просветителем, или выразителем дум и чувств поколения. В настоящий момент искусство в России оказалось в болтающемся положении между элитой, достигшей комфорта, и рабами, которые хотят комфорта. Возможно, поэтому искусство все больше превращается в искусство дизайна, в украшение жизни. Сегодня сложно назвать кино искусством, сегодня это реклама и красивая картинка, к сожалению, — рассуждал Сергей Юрьевич, посмотревший художественный фильм об отношениях Коко Шанель и композитора Стравинского. Очень красивый французский фильм, но не такой глубокий, как бы хотелось Сергею Юрьевичу. Впрочем, каждая критическая реплика Юрского сопровождалась комментарием:

— Извините, мир стал новым, другой век — другие законы, правила. Даже юмор другой. Ругать современность со всеми ее изъянами — участь вредных стариков. Возможно, я не готов ехать в поезде современности, но и «вопить» не стану.

Пришедшие на мастер-класс артисты просили дать им советы, как состояться, стать востребованным:

— Я не преподаю в театральных вузах, потому что боюсь своими размышлениями испортить молодым людям настроение. Сегодня востребованы те актеры, которые умеют быть натуральными, простыми, понятными. А также мобильными, универсальными, модными. Такое качество, как мастерство, уже мало что значит. При той скорости, в которой сейчас делается кино, не до мастерства. С учетом реалий молодому актеру, который хочет быстрого признания, следует посоветовать развивать свое тело, учить языки, ухаживать за лицом, ходить в фитнес-клуб, может, сделать пластическую операцию. Подобные требования всегда существовали в кино, но раньше, 20, а то и 30 лет назад, внешнее было далеко не главным, а второстепенным.

В 2010 году Сергей Юрьевич признался, что не пользуется мобильным телефоном. А компьютер использует исключительно как печатную машинку. Но в 2005 году и дальше Юрский общался по мобильному телефону и всегда откликался на просьбы «Вечерней Москвы» рассказать о коллегах, в частности об Алисе Фрейндлих, или проводить кого-то в мир иной. Когда было время, он писал текст и просил перезвонить ему минут через 15. А потом по телефону зачитывал готовый текст с чувством, с толком, с расстановкой.

Сергей Юрьевич никогда не отказывал в общении. Он был рад делиться с людьми своими знаниями, мыслями, жизненным опытом. На вопрос «Кто ваш любимый писатель» ответил:

— Люблю Чехова. Он сделал все, что смог, он выразил нас, подал нам пример своей жизнью, своей прозой, в которой печальная проза нашей жизни с блестками надежд и заблуждений.

У Сергея Юрьевича были не самые радужные мысли о роли русской интеллигенции в культурном пространстве современности:

— Интеллигенция  стала слишком суетливой, занятой, рабски зависимой от денег. Все хотят заработать, приложив при этом минимум усилий, и это грустно. «Но, где, когда, скажи, была искуплена свобода?» Жертвовать никто не хочет.

amp-next-page separator