Дозировать общение школьника со смартфоном сложно
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в начале сентября 2018 года, 83 процента россиян считают, что смартфоны мешают нормально учиться детям. И 73 процента придерживаются идеи о запрете гаджетов во время занятий.
Данное мнение общественности также поддерживает и ряд специалистов-нейропсихологов, которые отмечают, что дети, особенно в младшем школьном возрасте, не имеют навыков самоконтроля в процессе использования смартфона. Это деструктивно влияет на психические процессы и приводит к их истощению.
Дозировать общение школьника со смартфоном или планшетом очень затруднительно, потому что не всегда родители или взрослые имеют возможность контролировать, сколько по времени ребенок уже занят так называемым общением с гаджетом.
Более того, объяснить ученику его уязвимость от использования смартфона практически не возможно, потому что он не может самостоятельно оценить угрозу, которую несет гаджет.
При этом специалисты нейрофизиологи отмечают также, что выработка в раннем возрасте привычки получать объем готовой информации путем нажатия одной кнопки негативно влияет на развитие коры головного мозга. Нередки случаи, когда у ребенка развивалась неврастения или истерия, если его лишали возможности пользоваться привычным ему гаджетом для получения необходимой информации. При этом предлагались альтернативы другого формата поиска нужных для дела данных, но это не увлекало, а создавало для ребенка зону потери комфорта и естественным образом вызывало нервозность.
Заставить мальчика или девочку отказаться в школе от использования гаджета возможно только при условии принятого в учебном заведении правила для всех без исключения, даже и для учителей. То есть стремление поощрять те школы, которые будут запрещать использование смартфонов во время процесса учебы, высказанное в одном из интервью Министром просвещения Ольгой Васильевой, имеют под собой серьезные основания. Стоит также отметить, что перегибать палку и заставлять со стороны министерства принимать такие меры не стоит. Они должны быть рекомендательными и приниматься всем коллективом образовательного учреждения, включая родительский комитет и ученический совет школьного самоуправления.
Практика показывает, что уже есть ряд школ, которые применяют данную методику работы. В классах размещены специальные корзины, куда дети складывают гаджеты перед началом урока. При этом и учитель также убирает свой личный смартфон, создавая атмосферу равноправия.
Это нейтрализует негативные и возможно даже агрессивные проявления со стороны учеников, и образовательный процесс становится более эффективным. Учитель не отвлекается от темы урока, пытаясь привлечь внимание ученика к материалу и оторвать его от погружения в собственный гаджет.