Тот самый подходящий момент
Уже известно, что его преемником стал Сергей Шойгу, всего лишь несколько месяцев назад занявший пост губернатора Подмосковья — региона проблемного, возможно, самого сложного в стране.
Очевидно, что увольнение Сердюкова связано с коррупционными скандалами в его ведомстве, в частности с делом «Оборонсервиса», которым сегодня занимается Следственный комитет. Впрочем, многие эксперты ожидали, что Сердюков расстанется со своим портфелем еще в мае, когда формировалось новое правительство страны. Интересно, однако, то, что отставка министра и назначение на его место Сергея Шойгу произошли в очень важный для Москвы и области год — год расширения, причем значительного, столичных границ.
Может быть, это какой-то знак? Для автора этих строк объединение главного города страны и соседнего к нему региона в единый субъект видится процессом неизбежным: на протяжении всей своей истории Москва росла, разрасталась, обогащалась землей, впитывая в себя близлежащие города и веси. Даже если и не брать в расчет формальные границы, реальное влияние мегаполиса ощущается сегодня в радиусе нескольких сотен километров, а ближайшее окружение — граничащие с Москвой областные города — и вовсе воспринимается как ее неотъемлемая часть, а все вместе — как единое урбанизированное образование. Даже в программе развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 года Москва и область уже рассматриваются как единый транспортный комплекс.
Между двумя регионами есть точки соприкосновения практически во всех сферах жизни.
Так, после теракта в «Домодедово» мэр столицы Сергей Собянин договорился с правительством области о создании единого оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в регионе. А жители Москвы и Подмосковья все равно живут и трудятся как в единой агломерации: жители Подмосковья приезжают на работу в Москву, а москвичи ездят в соседний регион отдыхать.
Так нелогично было бы планировать развитие Москвы и области в одной связке, неразрывно друг от друга? Скептики уверяют, что в данном случае вполне хватило бы интеграции деятельности органов власти и наработки вопросов взаимодействия двух субъектов, называя объединение столицы с областью процессом сложным и даже революционным. Однако вряд ли он окажется сложнее, чем ремонт убитой годами дороги в подмосковном городке. Или пресловутый раздувшийся чиновничий аппарат — объединение позволило бы сократить его в разы. Равно как и поспособствовало бы дальнейшему развитию энергетической сферы, от которой во многом зависит благополучие областных городов. То же самое можно сказать и о логистике, и о дорожно-транспортной инфраструктуре, определяющих взаимодействие Москвы и области.
Словом, может, настало время для кардинальных, судьбоносных решений, которые, как все мы знаем, никогда не принимаются легко? И уход, бесспорно, сильного губернатора Сергея Шойгу способен послужить своеобразным катализатором, запустить процесс преобразований. В конце концов, он, как политический «тяжеловес», мог бы и не пойти на действия, уменьшающие его вес в политике, — то есть объединение подконтрольного ему региона со столицей, которую возглавляет не меньший «тяжеловес» Сергей Собянин.
В любом случае до выборов главы Московской области остался год. Людей, проявивших себя серьезными управленцами, сильными городскими менеджерами, безусловно, хватает. Достаточно лишь посмотреть, как развивалась за последние годы Москва. И принять решение.