Эдвард Сноуден – не банальный перебежчик
С самого начала российское руководство публично заявило, что господин Сноуден не является приоритетной политической задачей. При этом Россия, согласно международным нормам, не может выдать г-на Сноудена Соединенным Штатам.
Мягко говоря, ситуация двоякая. Тем более когда президенты Путин и Обама договорились о взаимодействии по данному вопросу между руководителями ФСБ и ФБР.
Фактически существует две проблемы: отсутствие у господина Сноудена документов (аннулированный паспорт) для осуществления дальнейшего передвижения и отсутствие у него понятно сформулированного желания: где и в каком качестве он хочет остаться.
Прямая поддержка со стороны российских официальных лиц могла усугубить и так не очень позитивные российско-американские отношения. Но и не реагировать на заявления общественных организаций, правозащитников и представителей депутатского корпуса тоже было нельзя.
Большинству россиян и огромному количеству людей по всему миру понятно, что Сноуденом двигает мотивация защиты общественного интереса, конституционных прав и свобод и что он не банальный перебежчик или материально застимулированный предатель.
Таким образом, сложившаяся ситуация довольно щекотлива, особенно после того как Эдвард попросил политического убежища в ряде стран, включая РФ. И в этот момент В. Путин принимает соломоново решение и заявляет о готовности предоставить Сноудену политическое убежище при условии, что он прекратит свою антиамериканскую деятельность. Нестандартный, но очень правильный шаг. Тем самым Россия заявляет, что готова принять Сноудена как правозащитника и как человека, заявившего о своих правильных убеждениях, однако не собирается быть использована как площадка для антиамериканских действий.
Это подтверждает тот факт, что мы не находимся в состоянии холодной войны с Соединенными Штатами, но при этом не являемся "младшим братом", который, по своей сути, должен любыми путями избавляться от любых неприятных для "старшего брата" раздражителей.
Эдвард решил не останавливаться, а пойти по пути дальнейшего разоблачения. Его позиция и мотивация понятны. И лично у меня, как наверно и у многих, это заслуживает понимание. Он сделал свой выбор, и в этом выборе мы можем пожелать ему удачи. И, думаю, если он попросит убежища именно у нас, то нужно его ему предоставить.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.