Когда финансы поют романсы
А ведь появление общественного телевидения в России было если не сенсацией, то настоящим шагом вперед к созданию гражданского общества. В конце декабря 2011 года тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев высказал инициативу о создании ОТР, причем сразу обозначил, что никто не может влиять на политику канала, он должен быть абсолютно независимым от власти и частных компаний, и будет жить за счет средств налогоплательщиков.
Генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко заявил, что из бюджета было выделено 1,5 миллиарда рублей. Вещание началось 19 мая этого года. Канал сразу поставил своей целью не развлекать зрителей, а просвещать, поэтому в сетке вещания ОТР много документальных фильмов, аналитических и научных программ, 24-х часовое новостное вещание и никаких сериалов, ток-шоу и прочих кричащих сенсационных передач. Кроме того, ОТР абсолютно отказалось от рекламы.
В общем-то, становление у канала было непростым, но уже сейчас можно сказать, что он все-таки нашел свою нишу и своего зрителя. Однако Лысенко уже не раз сетовал, что выделенных средств хватает только на то, чтобы сводить концы с концами. Анатолий Григорьевич признавался: чтобы выживать, приходится ходить с протянутой рукой по министерствам. Однако перед новым сезоном ОТР все-таки преобразилось. Сотрудники переехали в новый офис в «Останкино», были созданы две современные студии, оснащенные по последнему слову техники.
Руководство обещало, что скоро появятся новые интересные программы. Казалось, что у канала все-таки прекрасное будущее. Но, увы! Ярко заявленная инициатива может умереть на корню. Лысенко не раз приводил примеры успешного функционирования процветающего общественного телевидения в Америке, Германии и Англии, где ОТР существует за счет пожертвований обычных граждан и богатых компаний. Для ОТР в конце июня 100 тысяч рублей перечислил лишь глава Роспечати Михаил Сеславинский. Больше крупных спонсоров, увы, не нашлось.
После прозвучавшего отказа от дополнительного финансирования ОТР может превратиться в заштатное СМИ. Лысенко предполагает, что в целях экономии придется закрыть некоторые программы и сократить штат сотрудников. Кроме того, могут быть внесены изменения в устав канала, и на ОТР появится ненавистная многим реклама. Что же остается делать? Скинуться всем миром, чтобы смотреть качественные документальные фильмы и аналитику или все-таки распрощаться с ОТР?
Может быть, прав был Лысенко, который еще до создания общественного телевидения в нашей стране, говорил, что Россия пока не готова к такому эксперименту и сейчас создание ОТР это, скорее, авантюра, чем хорошо продуманный шаг.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции