Иван Николаев / Фото: «Вечерняя Москва»

«Левиафан» двинулся на Канны

Развлечения
17 апреля в Париже была объявлена официальная программа очередного Каннского фестиваля. Стало известно, что новая картина российского режиссёра Андрея Звягинцева «Левиафан» вошла в ряды тех, кто будет бороться за золото.

Звягинцева, которому недавно исполнилось 50, я открыл для себя 11 лет назад – когда весь мир потрясла его дебютная полнометражная работа – драма «Возвращение» - фильм тяжёлый, мрачный, он, по образному выражению одного из кинокритиков, «вскрывал души людей, точно консервный нож – банку». Таков Звягинцев! Картина собрала огромное число международных наград и стала одной из немногих отечественных лент, попавших в международный прокат. Четыре года спустя второй фильм Звягинцева - «Изгнание» - получил в Каннах приз за лучшую мужскую роль, а ещё четыре года спустя третья лента – «Елена» - была удостоена там же специального приза «Особый взгляд».

Получается, каждые четыре года Звягинцев что-то выигрывал в Каннах. Что ни картина - то приз! А ведь даже повтор - это порой тенденция...

«Левиафан» родился чуть раньше срока – после «Елены» прошло три года, однако у него есть все шансы на победу сразу по нескольким причинам. И уж точно не потому, что Звягинцев в Каннах любим и понимаем, как никакой другой наш режиссёр. Во-первых, сейчас вновь стало модным всё, что связано с библейской тематикой. Стоит вспомнить хотя бы успех того же «Ноя» Аранофски, которого одобрил сам Папа Римский. Лента Звягинцева с этой точки зрения - абсолютно беспроигрышно «бьёт в яблочко», ибо, по собственному признанию режиссёра, представляет собой авторскую интерпретацию истории библейского Иова, рассказанную на материале современной России.

В прошлом году режиссёр вместе с помощниками исколесил всю страну в поисках подходящей натуры. В итоге съёмки прошли на Кольском полуострове, в городе Кировске Мурманской области. Летом Звягинцев даже проводил кинопробы для массовки среди местного населения – в небольшом городке в двух сотнях километров от Мурманска это произвело настоящий фурор. Ещё бы – попасть в кадр с крупными российскими актёрами, в том числе с Алексеем Серебряковым, Еленой Лядовой и Владимиром Вдовиченковым! Отметим звёздность актерского состава, а затем - не самый скромный для авторского российского кино бюджет – больше двухсот миллионов рублей – всё потому, что продюсирует ленту Александр Роднянский, «кардинал» всех крупных российских лент последних лет, включая «Сталинград». Ещё одна составляющая успеха – за камерой вновь старинный коллега Звягинцева, лауреат многочисленных мировых премий за свой операторский талант Михаил Кричман.

В Ветхом завете Левиафан – это чудовищный морской змей, у английского философа-материалиста Томаса Гоббса он олицетворяет собой могущество государства, а в американо-итальянском фильме, снятом 25 лет назад Джорджем Пан Косматосом под впечатлением от «Чужих», он – генетический вирус, фантастическое чудовище. Но все эти, казалось бы разные, образы, объединяет одно – человеческая природа. И именно её выдвигает на первый план Андрей Звягинцев, который как никто умеет максимально погрузить зрителя во внутренний мир героев своих лент.

Надеюсь, каннская тенденция сохранится, наша лента окажется понятной и главе жюри этого года – новозеландской писательнице и кинорежиссёру Джейн Кэмпион, получившей двадцать один год назад «Оскар» за весьма своеобразную женскую драму «Пианино».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator