Фото: «Вечерняя Москва»

#Крымнаш-1783

Общество
19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала манифест, уведомляющий государства Европы, что «полуостров Крымский, полуостров Тамань и вся кубанская сторона приняты под державу Всероссийскую». Мирное присоединение Крыма стало главной дипломатической победой правления Екатерины Великой.

Главная заслуга в окончательном решении «крымского вопроса» в российскую пользу принадлежит Григорию Потемкину. После заключения в 1774 году чрезвычайно выгодного России Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией светлейший князь придавал большое значение присоединению к России Крыма. Логика в этом была неоспоримая. В конце 1782 года Потемкин писал Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу - вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...».

Последний осколок Золотой Орды в течение нескольких веков был главной угрозой России с юга. Блестящая татарская конница постоянно и регулярно совершала набеги в русские пределы. Обходя посты в Диком поле, крымцы опустошали русские города и села, занимались грабежом и захватом рабов. Именно захват пленников и торговля ими были главной статьей экономики Крымского ханства. Рабы продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в Северную Африку. Историки считают, что только за два века, XVI и XVII, на крымских невольничьих рынках было продано более 3 миллионов людей – русских, поляков, украинцев. Только в Константинополь ежедневно приходили 3-4 судна, везущих из Крыма «живой товар».

Борьба с набегами крымских татар была постоянной головной болью русских царей и главной статьей военных расходов России. Война шла с переменным успехом. Иногда русским войскам удавалось разгромить татар и отбить пленных. В 1517 году 20-тысячный татарский отряд дошел до Тулы, где был полностью разбит русскими, а в 1527 году крымцев разгромили на реке Остер. Но в 1571 году войска хана Давлет-Гирея, пользуясь уходом русской армии на Ливонскую войну, дерзко разграбили саму Москву, уведя 60-тысяч пленных. Это было практически все тогдашнее население российской столицы…Уже Ивану Грозному было ясно, что для ликвидации угрозы необходимо захватить Крым и закрепить его за Россией. Но он не успел, и татарские набеги продолжались все XVII столетие.

Первыми из русских войск в Крым вошли полки фельдмаршала Миниха только весной 1736 года. Взяв штурмом перекопские укрепления, русская армия пошла вглубь Крыма. Были захвачены Гезлев (ныне Евпатория) и Бахчисарай, но через месяц Миних увел войска на Украину. В отместку за поход Миниха в феврале 1737 года крымские татары сделали набег на Украину через Днепр у Переволочны и взяли множество пленных.

Это «око за око» и «зуб за зуб» могло продолжаться еще веками, но в 70-е годы XVII века русские войска окончательно разбили войска крымцев, и 1 ноября 1772 года в Карасубазаре крымский хан подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. А окончательное присоединение Крыма стало возможным в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году.

8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».

Крым был присоединен бескровно. Те из крымских татар, кто не захотел жить под властью России, покинули полуостров и переселились в Турцию. Но большинство жителей присягнули на верность России. У крымской знати присягу на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром принимал лично светлейший князь Потемкин. После мурз, беев и духовных лиц присягнуло и простое население. 16 июля 1783 года Потемкин доложил императрице Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу».

Торжества по случаю обретения российского гражданства повсеместно сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечными салютами. Александр Васильевич Суворов (тогда еще не генералиссимус, а просто генерал) в июле пригласил в свою ставку на Кубани, Ейское укрепление, 6 тысяч крымских а заодно и ногайских степных аристократов и устроил празднество на три дня. Были съедены 100 быков, 800 овец и выпиты 500 ведер водки. И ведь, получается, не одни русские в далеком 1783 году «обмывали» появление популярного хештега #Крымнаш.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

***

Цитата

«Воля Ея императорскаго величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры; нарушители должны отвечать по всей строгости закона».

Князь Г.А. Потемкин. Ордер генерал-поручику А.Б. Де Бальмену, 4 мая 1783 года.

Кючук-Кайнарджийский договор

10 июля 1774 года в деревне Кючук-Кайнарджи (ныне в Болгарии) после очередной победоносной для России войны был заключен мир с Османской империей. К Российской империи отходили причерноморские города Керчь, Ени-кале, Кинбурн, Азов. Российской на Северном Кавказе признавалась Кабарда. Россия получила право иметь военный и торговый флоты на Черном море. Русские торговые суда могли беспрепятственно проходить в Средиземное море через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Дунайские княжества - Валахия, Молдавия, Бессарабия - формально остались за Турцией, но фактически Россия держала их под своей защитой. Турция обязывалась выплатить огромную контрибуцию в 4 млн. рублей. Но самой существенной потерей турок являлось признание независимости от Османской империи Крымского ханства.

Новые города

После присоединения Крыма Григорий Потемкин занялся освоением и заселением ставших безопасными причерноморских земель. Были основаны города Херcон, Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), Никополь, Николаев, присмотрена Ахтиярская бухта, в которой стали воздвигать Севастополь.

amp-next-page separator