Помидоры для Керри

Общество
Визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи (это был его первый приезд в Россию после воссоединения Крыма и начала войны в Донбассе), состоявшийся 12 мая, и его четырехчасовые переговоры с Владимиром Путиным породили надежды на улучшение российско-американских отношений.

Сам антураж переговоров с Путиным, а до того с Сергеем Лавровым, содержал массу намеков на то, что обе стороны если и не готовы пойти навстречу друг другу в некоторых принципиальных вопросах, то не прочь хотя бы снизить на полтона градус взаимных обвинений и враждебной риторики в СМИ.

Не случайно Керри вручил Лаврову список наиболее одиозных, на взгляд Вашингтона, антиамериканских выпадов в российских масс-медиа. Лавров, в свою очередь, приехав на встречу с госсекретарем на белой «Победе» (шутливый намек на то что нас всякими санкциями не проймешь?), подарил ему картошку с кубанскими помидорами.

Хорошо,  что мы теперь хотя бы шутим. В подарке Лаврова сколько хочешь намеков: тут и указание, что мы сами вполне можем обеспечить себя едой без Запада, тут и отсыл к известной сленговой фразе «по самые помидоры» (кто, кому, что, - пусть теперь гадают россиеведы в окружении Обамы) или к тому факту, что супруга Керри – владелица компании-производителя кетчупа «Хайнц».

В позиции США, предъявленной в Сочи, можно было уловить несколько смягчающих их прежний жесткий подход к России намеков. Так, по сути, вопрос принадлежности Крыма выведен сейчас за скобки урегулирования на Украине. Керри также публично одернул Киев от намерений идти на обострение на юго-востоке, то есть брать силой Донецкий аэропорт. Прозвучала мысль о возможности отмены ряда американских санкций (хотя и без конкретики) против России. Получат ли эти благоприятные намеки продолжение и чем, собственно, они вызваны?

Фото: «Вечерняя Москва»

Во-первых, сегодня уже окончательно ясно, что экономические санкции не оказали такое вредоносного воздействие на российскую экономику, на какое рассчитывали в Вашингтоне. Она к ним уже вполне приспособилась, а сплочение населения вокруг президента лишь усилилось. Градус патриотизма вырос даже по отношению к прошлогоднему «крымскому уровню», что наглядно показалось празднование юбилея Победы в войне.

Во-вторых, сама администрация Обамы сегодня не готова идти на дальнейшее обострение на Украине на фоне очевидной пока неспособности Киева справиться с целым рядом внутренних проблем, прежде всего с проведением обещанных реформ.

Наконец в-третьих, США сегодня столь сильно запутались в политике на Ближнем Востоке, что сотрудничество с Россией (или как минимум ее непротиводействие) им не помешает. Взаимодействие с Москвой нужно и по далекому от разрешения иранскому вопросу, и по зашедшему в тупик сирийскому.

Судя по всему, Обама решил оставить при уходе с поста президента в 2017 году российско-американские отношения не на нижней точке, а хотя бы в удовлетворительном состоянии. Тем более что следующий президент – на фоне тех кандидатов, которые уже заявили о себе что среди демократов (это Хиллари Клинтон), что среди республиканцев – вряд или будет более благожелательно настроен по отношению к Москве.

Запроса на кардинальное улучшение отношений с Россией сегодня в американском истеблишменте все же нет. Как нет, впрочем, и сильного запроса на усиление конфронтации на фоне растущих проблем на других стратегических направлениях американской внешней политики. В этом смысле, если все остановятся на формуле «худой мир лучше хорошей войны» - это будет уже большим достижением.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator