/ Фото: «Вечерняя Москва»

Вера Оболенская. 18 секунд русской княгини

Общество
В августе 1944 года в немецкой тюрьме Плетцензее была казнена видная участница движения Сопротивления – русская княгиня. На «России К» вечером 19 августа покажут документальный фильм «18 секунд. Вера Оболенская».

Фильм не новый, 2010 года, но посмотреть его советую – ведь он рассказывает о женщине действительно удивительной, чье имя, увы, известно у нас не многим.

Русскую княгиню Веру Макарову, Оболенскую по мужу, господь Бог одарил и умом, и красотой, и благородной изысканностью. Ей на роду было написано блистать на балах. Не случись революция, она стала бы именитой хозяйкой какого-нибудь интеллектуального салона.

Но революция, как известно, случилась, и семья бакинского вице-губернатора уехала в Париж. Веру от России не «отрывали»: став француженкой и по понятным причинам ненавидя установившийся строй, она не забыла русский язык и не смогла разлюбить свою родину.

Голубая кровь кипела в ней, сообщая девушке неслыханную гордость. Она работала манекенщицей, что в те годы считалось почетным, и по подиуму ходила с видом особы монаршей крови. Князь Николай Оболенский, воспитанник Пажеского корпуса, сын бывшего градоначальника Санкт-Петербурга, любил ее больше жизни – описание их любви было бы по плечу Толстому. Но на дворе правил бал век двадцатый, время сантиментов безвозвратно кануло в прошлое.

Вскоре после оккупации Франции русская парижанка Оболенская стала активной участницей движения Сопротивления, став из Веры Аполлоновны агентом Вики. Она встречалась со связными и членами других подпольных групп, вела тайную переписку, устанавливала контакты с советскими военнопленными, добывала оружие... Мужа, князя Николая, она тоже сделала подпольщиком, но после ареста 17 декабря 1943 года всеми силами отводила от него подозрения немцев.

В гестапо Веру прозвали «Княгиня – ничего не знаю», поскольку в застенке это был единственный ее ответ на все вопросы.

Коллеги-подпольщики Вики, в том числе ее муж Николай, все же будут отправлены в Бухенвальд. Вики и ее подруга-соратница Софья Носович, приговоренные к смертной казни, отправятся в тюрьму Плетцензее. На допросах Вера открыто обвиняла нацистов в бесчеловечности и делала это так смело, что дрогнули и немцы.

Они предложат Вере Оболенской сделку: жизнь в обмен на отказ от русской родины. Она гордо вскинет голову и рассмеется в ответ. Гитлеровцы выберут для нее казнь, как для особы королевской крови: гильотину. За 80 рейхсмарок палач Реттгер проверит остроту ножа и поднимет его на нужную высоту. Его помощники, следившие за правильным положением тела княгини и корзины для сброса отрубленных голов, получат за процедуру по 8 сигарет...

В журнале с феноменальной немецкой скрупулезностью будет записано, что гильотинирование заняло 18 секунд…

Княгине Оболенской на момент казни было всего тридцать три. Как Христу. Французы засыпали Веру посмертными наградами. В СССР в 1965 году княгине Оболенской присвоили Орден Отечественной войны I степени. Николай Оболенский, освобожденный из концлагеря, больше не женится и обратится к Богу. О Вере проникновенно напишет потрясенный ее историей Виктор Астафьев. Но большинству из россиян имя отважной женщины сегодня не говорит ничего.

А надо, чтобы говорило…

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

amp-next-page separator