Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Говоришь, бедный? Сдай бриллианты

Общество
Теперь обыватель будет знать про Данию не только то, что там препарируют жирафов на глазах у детей в зоопарке, но и что там обирают беженцев прямо на границе.

Причем делать это будут строго по закону, на днях принятому датским парламентом. Он в целом направлен на ужесточение правил приема мигрантов. Притом что для этой страны, наряду, к примеру, с Великобританией, и так ЕС сделал исключение, сняв с нее всякие обязательства принимать у себя беженцев согласно квотам по их распределению по Союзу. Закон должен сделать Данию страной непривлекательной для мигрантов. Еще в прошлом году правительство страны опубликовало специальную рекламу в ливанской печати (в Ливане скопилось до миллиона беженцев из Сирии), где честно предупредило потенциальных мигрантов: в Данию вам лучше не соваться. Вам будут срезаны пособия, вас лишат права на воссоединение с семьями и вы не сможете «выписать» сюда своих детей, жен и прочих родственников, вам также будут предъявлены жесткие языковые требования. Теперь все это включено в закон. А наиболее скандальным его положением стал пункт о конфискации прямо на границе всех ценностей и денег, если в сумме они превышают 10 тысяч датских крон (1450 долларов). Деньги пойдут на содержание самих беженцев. Исключение сделано для драгоценностей, «составляющих большую эмоциональную ценность» вроде обручальных колец. Первоначально хотели оставить лимит в 3 тысяч крон, но смилостивились под давлением правозащитников, которые заметили, что это как-то сильно напоминает известную практику нацистов, обиравших евреев, которые пытались уехать из страны до того, как их отправили в концлагеря.

Не правящая Либеральная партия была инициатором закона. Но у нее в парламенте – меньшинство (34 из 179 мест). Она сильно зависит от правых партий, из которых самая «антииммигрантская» - Датская Народная партия. Впрочем, закон прошел подавляющим большинством голосов. За него голосовала даже главная левоцентристская оппозиционная партия социал-демократов. Закон серьезно корректирует, мягко говоря, Конвенцию ООН по правам беженцев от 1951 года, которую – вот же ирония политики - Дания первой и ратифицировала в свое время.

Несмотря на все уже ранее проявлявшиеся строгости, в Данию в прошлом году проникло около 20 тысяч мигрантов. Что существенно меньше, чем в соседнюю Швецию, пристроившую как-то 160 тысяч (там их наивысшее число на душу местного населения). Обычно Дания выдавала в год от 3 до 7 тысяч разрешений на проживание беженцам. Основной поток шел из Сирии, Афганистана, Сомали, Сербии, а также, как ни странно, России (в основном с Кавказа). Десятая часть беженцев сразу ехала с детьми, остальные выписывали их потом. Процедура рассмотрения прошения составляет от 2 месяцев до года, хотя в стране есть и такие, кто провел уже лет 15, ожидая очередного пересмотра дела в лагерях для перемещенных лиц (они там должны оставаться вплоть до депортации или разрешения остаться в стране, у многих там родились и выросли уже дети). Дети мигрантов, как правило, посещают специальные школы и лишь по прошествии нескольких лет им позволяют учиться вместе с датчанами. Обучение только на датском языке. В случае разрешения мигранту остаться в стране они должны пройти трехлетнюю программу адаптации, включая изучение языка и так называемую программу социализации в датском обществе. За все это отвечают муниципалитеты, куда определят на поселение мигранта.

И вот теперь датчанам даже такие программы надоели. Слишком дорого. Все же надо признать, что если уж прошение об убежище одобрено, то такой счастливчик пользуется немыслимыми на его исторической родине льготами и правами. Строительство одних только жилищ для мигрантов обходится датской казне в 30 тысяч долларов в год. На одного приезжего! Которому еще и пособие платят - около 400 евро, плюс другие льготы.

Что же касается узаконенного права обирать мигрантов при въезде в страну, то оно, конечно, лучше узаконенное, нежели неузаконенное. Которое, возможно, и происходит на практике в менее цивилизованных странах на манер, как это произошло с главным героем «Золотого теленка» предположительно на румынской границе. Кроме того, датчане, оказывается, даже не первопроходцы. Швейцария начала конфисковывать ценности у просителей статуса беженца, если их стоимость превышает 1000 франков (чуть менее тысячи долларов). Затем ее примеру последовала немецкая земля Баден-Вюртенберг, установив порог в 350 евро, а затем и некоторые другие земли. Вы же, господа мигранты, говорите, что бедные и несчастные, бежите от войн и нищеты? Добро пожаловать в строгую Европу, но будьте так добры, соответствуйте своему заявленному статусу «сирых и убогих». Мы вам и в этом поможем.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

amp-next-page separator