Игорь Цирульников  / Фото: «Вечерняя Москва»

Перечитываем Чехова: классик и железнодорожная современность

Общество
В минувшем 2016 году на Московской железной дороге зафиксирован 81 случай разоборудования железнодорожных путей и средств сигнализации, централизации и блокировки, которые необходимы для регулирования и обеспечения безопасности движения, 15 инцидентов с обкидыванием поездов камнями, 42 факта вандализма в подвижном составе, а также 43 ложных анонимных сообщений о минировании.

14 раз на рельсы подкладывали посторонние предметы. Всего же за прошлый год на территории, обслуживаемой МЖД, зарегистрировано более 900 случаев незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта.

В военное время я бы назвал такие действия диверсиями. Но сейчас, вроде, над нами мирное небо, верно?

Трудно себе представить, что нормальный человек может прийти к полотну железной дороги и вдруг, ни с того ни с сего, начать швырять камни в проезжающий мимо него поезд. Либо в здравом уме и твердой памяти вместе с приятелями учинить разгром в вагоне электрички, ночующей в тупике конечной станции, с корнем повырывав там все сиденья и разрисовав граффити получившийся внутри хаос и разруху. А то вдруг (если, конечно, он не партизан, а на дворе не 1944 год и глубокий тыл врага) взять и разобрать пути, раскурочить семафор, подложить железнодорожный костыль на рельсы, чтобы затаившись где-нибудь неподалеку с неподдельным интересом наблюдать из засады, получится  у него пустить состав под откос или нет.

Мой жизненный опыт подсказывает, что за большинством из таких нелепых правонарушений стоит молодежь. Это подтверждается многочисленными выкладками похождений юных железнодорожных вандалов в мировой сети, которые они сами снимают, сами же размещают в своих блогах, соцсетях и на популярных видеохостингах. Видать, великого ума эти люди. Пятнадцать минут славы, потом лет пять срока.

Кроме того, отечественная "чугунка" всю свою жизнь магнитом манит к себе разнообразных крадунов и воришек из деклассированных слоев общества - безработных и бродяг. Об этом явлении в своём бессмертном рассказе "Злоумышленник" давным-давно написал ещё Антон Павлович Чехов:

"- А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

- Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперед  ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!

- Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

- Это мы понимаем… Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем… понимаем…"

Перечитайте Чехова, дамы и господа, ничего с тех пор не изменилось на родных просторах, хотя на дворе век 21 и космические корабли давно уже бороздят просторы Большого театра... Есть вещи, которые не меняются годами и столетиями, какая бы власть и эпоха не стояли за окном. Современные нищие так же как и их далекие предки постоянно пытаются стянуть с железной дороги все, что там плохо лежит или худо охраняется. Они разламывают семафоры и выводят из строя стрелки в поисках проводов и деталей из цветного металла. Чтобы вырученных денег от их сдачи в ближайший пункт приема цветмета хватило страждущим на очередную дешевую поллитру и сырок "Дружба" на закуску...

Только за прошлый год железнодорожники столичного региона совместно с сотрудниками транспортной полиции и работниками охранных организаций предотвратили 660 случаев хищения имущества МЖД на сумму более 3,4 миллиона рублей. За совершение противоправных действий в течение 2016 года задержано 766 человек, возбуждено 214 уголовных дел. Наибольшее количество хищений происходило и происходит на неохраняемых объектах и перегонах железнодорожной сети региона.

Итак, с одной стороны подростки, футбольные фанаты и прочая молодая хулиганистая шпана, одержимая манией величия и самодокументирования, а с другой - бомжи и лишенные работы бедные люди. У одних причина вандализма в инстинкте стаи, гормонах и недостатке ума по возрастным обстоятельствам, у других - финансовая бездна, в которую они падают едва ли не с рождения.

Причины разные, результат один. Ждем "рельсовую войну". Охраняем коммуникации.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator