Как мы учились терпеть «иных»
В 1348 году папа Климент VI издал буллу, призывающую католиков не убивать тех же иудеев, обвиняемых в том, что они наслали на Европу чуму. Призывы к веротерпимости можно найти в сочинениях Эразма Ротердамского и Томаса Мора. И, наконец, индивидуальная свобода совести стала одним из главных лозунгов протестантов. Впрочем, им пришлось побороться за терпимость. Особенно ожесточенно — во Франции (кто бы мог подумать, сколь нетерпимой была эта страна). Пока Людовик XVI в 1787 году, за два года до Великой французской революции, не издал Эдикт о толерантности по отношению к протестантам.
Большим шагом к веротерпимости стало Просвещение в Европе. Тоже не без проблем. И даже американские колонии, ставшие затем Соединенным Штатами, прошли свой этап «охоты на ведьм» (процессы над «ведьмами» в Салеме).
Если идейные основы толерантности — это в основном протестантизм и Просвещение, то юридически — это Декларация прав человека и гражданина Французской революции (1789 год) и первая поправка к Конституции США 1791 года (о свободе совести, слова и самовыражения). Однако весь XIX век, да и половина ХХ прошли на «просвещенном» Западе в межнациональных войнах, гонениях по национальным признакам и нетерпимости к инакомыслию.
Ужасы Второй мировой и нацизма отчасти вразумили человечество. В 1948 году ООН принимает Всемирную декларацию прав человека. Вся современная доктрина построена именно на этом документе. И там речь уже далеко не только свободе совести и вероисповедания.
Однако лишь в последние 20–30 лет широкое распространение, прежде всего на том же Западе, получила либертарианская концепция прав человека. Практическое воплощение которой иногда доходит до по сути навязывания мнения меньшинства большинству. Американский философ Исайя Берлин по этому поводу заметил: «Толерантность подразумевает определенное неуважение. Я, получается, терплю ваши абсурдные идеи и убеждения и глупые поступки, хотя я и осознаю, что они именно абсурдные и глупые».
В 1960-х годах ряд британских философов и публицистов начали дискуссию о терпимости, например, к гомосексуализму, что привело к 1970-м годам к его декриминализации. Хотя в США уголовно это не преследовалось, однако общественным мнением крайне осуждалось, резкие перемены по части общественной терпимости к гомосексуализму произошли лишь к концу ХХ века. Однако при Обаме процесс «легитимации» обрел уже обвальный характер.
Эволюция отношения к другим «инаковым» шла быстрее. Во многом тоже в свете уроков Второй мировой, когда нацисты преследовали не только геев, евреев, коммунистов и цыган, но и инвалидов. Массовое же движение за инклюзивность людей с ограниченными возможностями началось не ранее 1980-х годов. В той же Америке до того было не встретить специальных пандусов или туалетов для инвалидов, никакой «комфортной среды».
Кто-то скажет, что мы со своими программами инклюзивности отстаем. В чем-то — да, наверное. Однако мы и по части нетерпимости тоже особенно никогда не были впереди планеты всей. Тем не менее хотя погромы были и в нашей истории, но костров инквизиции — все же нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Нелюди без сострадания
Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной
Она такая тонкая, эта грань, отделяющая людей здоровых от людей «с особенностями». Я знала одного парня — здоровяк, весельчак, вся жизнь впереди. Перед ним двери открывались, казалось, сами собой. В 22 он улетел с друзьями в горы. Почему он, недостаточно подготовленный, поехал по черной трассе? Я думаю, просто не верил, что с ним может случиться хоть что-то плохое (далее…).
Давить на жалость это цинизм
Колонка нашего обозревателя Александра Никонова
Вот странная она, Россия! С одной стороны, дичь несусветная — гомофобная, консервативная, нелиберальная страна... С другой — посконную муть ее традиционных ценностей и духовных скреп лихо разбавляют языки ядовито-зеленой западной политкорректности. Обратите внимание, у нас все чаще произносят вместо «негр» идиотское словечко «афроамериканец», а вместо «инвалид» употребляют еще более идиотское выражение «человек с ограниченными возможностями» или совсем уж маразматичное — «ребенок с особыми потребностями». Убил бы за коверканье языка!.. (далее…).
Признание придет через боль
Колонка «Мисс мира-2013» среди девушек на инвалидных колясках Ксении Безугловой
Я не так давно вернулась с соревнований по прыжкам с парашютом среди людей с ограниченными возможностями здоровья, в которых, к слову, принял участие и Женя Смирнов, танцор, выступивший в эфире «Минуты славы». Участниками этих соревнований традиционно становятся совершенно разные люди — от спортсменов с ампутированной ногой, прекрасно передвигающихся с помощью протезов, до людей, владеющих своим телом всего на пять процентов. Но оценивают спортсменов абсолютно одинаково, без поправок на степень инвалидности! Точно такая же система оценки принята и на Паралимпиаде (далее…).
Насильно добр не будешь
Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой
Странно, ей-богу. Мир будто открывает для себя прежде недоступные истины. Слово «толерантность» раздражает своей заезженностью и всеохватностью так, как ранее и по тем же причинам «милосердие». Они оба кажутся мне слагаемыми неких программ, насильно спускаемых сверху. Поэтому, как все навязываемое, они не прилипают, мешают и даже трут в неположенных местах (далее…).