И он снова сказал «Поехали!»

Общество
«Ключ на старт! Зажигание!..» Рев ракетных двигателей, а потом, сквозь треск радиопомех - возглас «Поехали!»..

Никогда не забуду ту апрельскую среду. Весь наш невеликий шахтерский городок высыпал на улицу, незнакомые люди обнимались и поздравляли друг друга, это был второй случай после 9 мая 45-го, такие дни принято называть историческими, потому что они становятся знаковыми не только для одного города или одной страны — для всего мира. 108 минут полета Юрия Гагарина хватило человечеству, чтобы понять: в его жизни началась новая эра — космическая.

Те 108 минут перевернули жизнь и самого Юрия Гагарина, он стал самым знаменитым человеком Земли. Остается только поражаться, как эта невероятная слава не сломала его, не вознесла в горные выси, он перетерпел ее и остался все таким же нормальным русским парнем, каким и садился в кабину «Востока». И этот подвиг требовал не меньшего мужества, чем первый полет в Космос. А ведь сколько было соблазнов! Никаким «звездам» это не снилось: миллионы людей хотели его видеть, обнять, пожать его руку, сфотографироваться на память. Только представьте себе многотысячные толпы, которые моментально собирались на улицах каждой из тех тридцати стран, в которых он побывал после полета!..

Не была исключением и Болгария. Уже при подлете к Софии российский самолет окружили реактивные истребители почетного эскорта. Гагарина избирали почетным гражданином болгарских городов. Потом была поездка на Шипку, где он не сдержал слез перед мраморным саркофагом с тленными останками русских воинов и болгарских ополченцев, в Казанлыке - столице роз, его засыпали цветами, щедрое застолье ждало в селе Семенов... И повсюду — знакомство с десятками новых друзей, застолья, вручение наград. ( Юрий Алексеевич стал первым иностранцем - Героем Социалистического Труда Болгарии. Димитр Ганев тогдашний Председатель Президиума Народного собрания Болгарии,объяснил это решение так:- Он - не иностранец! Он — наш!)

На фото: Юрий Гагарин в Болгарии. Голубя ему подарили болгарские студенты / Фото: http://www.kulturologia.ru/blogs/270316/28935/

В Софии Гагарина сопровождала переводчица из ЦК болгарского комсомола Ани Чуковска. Гагарину она понравилась своим веселым характером и скромностью. Но однажды, когда они садились в машину, чтобы ехать на очередную встречу, Юрий Алексеевич заметил, что Ани непривычно молчалива и явно чем-то расстроена. В ответ на настойчивые расспросы космонавта Ани, смутившись, объяснила, что накануне вечером поссорилась со своим женихом Стефаном и теперь непонятно, состоится ли их свадьба...

Юрий Алексеевич думал недолго.

- Поехали!- скомандовал он водителю, и они отправились к Стефану домой. Уж не знаю, что он сказал будущему молодожену, но уже через десять минут они подъезжали к загсу, где Гагарин выступил в качестве свидетеля... (В архиве Первой столичной общины хранится запись № 857 от 30 июня 1965 года о гражданском браке, скрепленная подписью свидетеля Юрия Гагарина).

Эти подробности поведали мне сами Ани и Стефан, когда я, случайно узнав об этой удивительной истории, наведался к ним в гости на тихую софийскую улочку. Они рассказали, что живут дружно, дом — полная чаша, на работе все нормально, дай Бог и другим...

х х х

Недавно я узнал от своего приятеля, болгарского журналиста грустную новость: несколько лет назад Стефан скоропостижно скончался, похоронен в родном селе Царева ливада.

А история женитьбы Ани и Стефана постепенно превращается в легенду, как и другие истории, связанные с жизнью и подвигом Юрия Гагарина.

amp-next-page separator