Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Принципы дороже помидор

Общество
Результаты недавнего опроса «Левады-центра» показали: подавляющему большинству россиян на санкции наплевать. При этом отношение к ним либо остается таким же по уровню обеспокоенности, как было в 2014 году, либо стало еще более безразличным. И даже турецких помидоров вкусить российские обыватели не особо жаждут. Или же они просто храбрятся?

Осенью 2014 года, на который пришелся пик кризиса на Украине и когда было достигнуто «дно» в отношениях России и Запада, лишь от 2 до 8 процентов россиян (в зависимости от месяца опроса) признавались, что западные санкции создали для них и их семьи «очень серьезные проблемы».  Еще для 14-23% проблемы оказались «довольно серьезные». Можно предположить, что часть этих людей либо их родственники работали в структурах, попавших под такие санкции.

«Никаких  серьезных проблем не создали», - так осенью того же года отвечали от 44 до 47%. «Никаких проблем» (вообще) – от 13 до 35%. Так вот, в апреле нынешнего года все эти цифры либо остались на тех же уровнях, либо немного улучшились: «создали серьезные проблемы» - 16%, «очень серьезные» - 2%, «не создали серьезных проблем» - 43%, вообще никаких - 32%. В той или иной степени положительно к решению руководства страны ввести контрсанкции против Запада относятся две трети россиян (65%), отрицательно – лишь 21%.

И только «турецкий вопрос» вызвал более заметный разнобой в мнениях. Наши люди, как видно, гораздо критичнее в среднем эмоционально относятся к режиму Эрдогана, чем , скажем, политическое руководство, которое в данном случае руководствуется стратегическими прагматическими соображениями, к рассуждению в контексте которых обыватель не очень привык. Так, за сохранение запрета на ввоз сельхозпродукции из этой страны выступает с той или иной решительностью 52%, против - 31%. Такой расклад говорит, что большинству и в этом вопросе, как говорится, принципы дороже помидор.

Мне все это напомнило разговоры в 2014 году с западными коллегами-журналистами или даже дипломатами. Они все выведывали: мол, ну как вам наши санкции? Не жмут ли? Не давят? Прогнется ли Кремль? Выйдут ли на улицы с протестами оголодавшие россияне, возжелавшие еще и хамона с пармезаном? И очень удивлялись, когда им втолковывали, что никакого серьезного влияния на настроения людей и поведение российского руководства западные санкции не окажут. Впрочем, даже серьезные западные же исследования на тему эффективности санкций предрекали примерно такой же исход. Изучение соответствующего мирового опыта показывало: если санкции и оказывали какое-то влияние, то лишь на режимы, прежде дружественные друг другу, каковыми мы с Западом никогда не были. И то лишь не более чем в трети случаев.

Весь российский исторический опыт показывает: мы – страна крайне адаптивная. Если сравнивать со всем, через что мы прошли, нам эти санкции - как слону дробина. Куда больший негативный эффект имело падение цен на традиционные наши товары экспорта (нефть, газ, металлы). Ну и сами мы себе вредим/гадим похлеще той «англичанки» - бюрократия, коррупция, дураки и дороги.

Однако ж банковская система не посыпалась, как ей предрекали некоторые энтузиасты лозунга «Добить русских!». Еще два года назад нам грозили отключением от международных платежных систем Visa и MasterCard. А сегодня уже создана собственная – «Мир», так что, в случае чего, обойдемся и с этим. Инфляция стремится снизиться к 4-5%. Небывало низкий показатель за все постсоветское время. Курс национальной валюты действительно упал, но  потом заметно «отжался» - да так, что по своему самочувствию рубль выглядит куда лучше, нежели, скажем, гривна в соседней Украине. Которая не то что не под санкциями, а на постоянном финансовом подсосе у того же Запада. И даже рост цен на продовольствие практически остановился уже. Заработало, хоть и через пень колоду, импортозамещение.

Экономического рывка мы не совершили. Экономика по-прежнему испытывает трудности от плохой внешнеэкономической конъюнктуры. Ну и от затягивания с необходимыми реформами, разумеется. Но не от санкций. Нам не с них «слезать надо», а с пресловутой «нефтяной иглы». А по поводу санкций Кремль давно уже занял официально ту же примерно позицию преобладающего безразличия, как и большинство обывателей: мы сами просить отменить эти санкции не будем, как надоест - приходите. Как говорил булгаковский персонаж по имени Воланд: «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего. Сами предложат и сами все дадут».

amp-next-page separator