Собрать олимпиады бы да… сократить
Победа в предметной олимпиаде многие годы является практически 100-процентной гарантией поступления школьника в выбранный им вуз.
Причем, на бюджетное отделение. А потому нет ничего удивительного, что родители будущих абитуриентов, было бы возможно, с удовольствием «покупали» бы такие победы: лучше один раз заплатить за олимпиаду, чем четыре года за учебу. Однако, долгое время освещая темы образования, я вижу, что система контроля за проведением как ЕГЭ, так и предметных олимпиад постоянно ужесточается.
Любые мобильные устройства, в том числе и микронаушники, изымаются; фотография в паспорте несколько раз сверяется с его обладателем – в прошлом году был случай, когда студент вуза пришел решать задачи вместо школьника на региональном этапе Всеросса. В аудиториях дежурят независимые наблюдатели, контролирующие, чтобы никто не списывал. И тогда возникает вопрос, каким же образом дипломы победителей и призеров получают откровенно слабые ученики, не способные подтвердить честность выданного ему диплома?
Судя по списку, размещенному на сайте Российского совета олимпиад школьников, в этом учебном году интеллектуальных олимпиад в нашей стране будет 97. Все они утверждены приказом Министерства образования и науки РФ и разделены на профили, предметы и три уровня – чем выше уровень, тем в большее количество вузов абитуриент сможет поступить. На том же сайте можно увидеть, что в прошлом году в утвержденном списке было 87 олимпиад, два года назад – 71, три года назад – 69.
И невольно создается впечатление, что список олимпиад искусственно раздувается. Кем? Кивать на Минобрнауки, конечно, не хочется. Но… Несколько показательных примеров: за прошлый учебных год в трех олимпиадах - Межрегиональной отраслевой олимпиаде школьников «Паруса надежды» (техника и технологии); Северо-Восточной олимпиаде школьников (филология); Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» (техника и технологии) - более половины призеров и победителей не смогли подтвердить свои дипломы и набрать минимум 75 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему олимпиадному профилю. В этом году эти олимпиады по-прежнему значатся в утвержденном министерством перечне. Не это ли выражение коррупционной составляющей олимпиадного движения, о которой говорила министр образования?
И как же ее убрать? На мой взгляд, ответ прост: сократить количество олимпиад в министерском перечне, оставив лишь те, участники которых традиционно подтверждают свои знания и на единых государственных экзаменах, и во время профильных тестирований в институтах.
Ребята, успешно прошедшие их, традиционно на очень высокие баллы сдают итоговую аттестацию. А слабые олимпиады, лоббируемые малопрестижными вузами, нужно из списка убрать. Хорошо бы еще сделать квоту на количество призеров и победителей, чтобы организаторы олимпиады не выдавали их сотнями и даже тысячами. Тогда вся система олимпиад не будет дискредитирована.