Ольга Маховская / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

На Бога надейся, а сам не плошай

Общество
Левада-центр не впервые показывает нам цифры, которые, кажется, не согласуются со здравым смыслом. На этот раз они обнаружили, что количество верящих в загробную жизнь среди атеистов и православных примерно одинаково - 58% против 50% , а также другие казусы.

Например, 75 % православных верят в сглаз и порчу, как будто живут в дикой Африке. Думаю, это не цифры, а сознание россиянина, живущего в стрессе и режиме выживания, само с собой не в ладу.

На прямой вопрос о религиозной принадлежности большинство россиян ответят «правильно», как в школе на  экзамене. Православие фактически, пусть не юридически, стало нашей титульной религией, мы помним, как резко пополнились ряды верующих в начале перестройки, а наши лидеры уже двадцать лет встречают Пасху в храме Христа Спасителя как добропорядочные христиане со свечами в руках.  

Простые граждане с внешним локусом контроля, то есть те, кто ориентируется на внешние требования и стандарты, объявят себя васильками  и ромашками, если с высокой трибуны провозгласят, что мы - Страна Полевых Цветов. Исторически натренированная привычка мимикрировать под внешний стандарт сочетается с  хаосом, страхами, не отвеченными вопросами внутри каждого из нас.  

Настоящая, глубокая религиозность передается вместе с семейной традицией, а у нас за плечами было 70 лет советского атеизма, нетерпимого именно к православию, но вполне лояльного к языческим шалостям, вроде Масленицы, Рождества с елкой, святочных гаданий, узелков на память и прочих ритуалов по управлению детскими страхами и желаниями. Язычество никогда не замахивалось на государственные авторитеты и институции, поскольку само организуется только вокруг экзальтированных личностей, деревенских бабок, да целительниц вроде Джуны или телеэкстрасенса Чумака.

Более того, все «иерархи» от политиков до шоуменов заинтересованы в инфантилизме и доверчивости населения, так легче управлять их восприятием, чувствами и подталкивать к нужным решениям. Такова одна из причин живучести язычества, особой сохранности архаики в представлениях населения.  А вот осознанное православие – это уже огромная мощная организация с собственным капиталом. Это уже система не предрассудков, а  строгих принципов, этический кодекс, одинаковый для всех, от ребенка до президента. И вот тут цельное инфантильное сознание начинает изворачиваться и двоиться, а то и троиться.

Куда девать памятники Ленину, да и сам Мавзолей? Что делать с иконостасом из классиков литературы, православных писателей Достоевского и Толстого? Мы все складируем как попало, как попало и живем.

Все исторически накопленные ответы на важные вопросы жизни существуют в сознании россиянина одновременно, как наспех выученные уроки. С одной стороны  - «Не укради», с другой -  «Не подмажешь, не поедешь».  Это как с любовью, что она – болезнь или дар, мука или счастье? На всякий случай сохраняются все заготовки, время покажет.

Смысл этих нелепых и противоречивых аппликаций - в готовности к любым переменам и разному исходу событий. Революции и войны в России начинались внезапно. От тюрьмы и сумы у нас не зарекаются. Человек с катастрофическим мироощущением выдает ответы вразнобой.

amp-next-page separator