На Бога надейся, а сам не плошай
Например, 75 % православных верят в сглаз и порчу, как будто живут в дикой Африке. Думаю, это не цифры, а сознание россиянина, живущего в стрессе и режиме выживания, само с собой не в ладу.
На прямой вопрос о религиозной принадлежности большинство россиян ответят «правильно», как в школе на экзамене. Православие фактически, пусть не юридически, стало нашей титульной религией, мы помним, как резко пополнились ряды верующих в начале перестройки, а наши лидеры уже двадцать лет встречают Пасху в храме Христа Спасителя как добропорядочные христиане со свечами в руках.
Простые граждане с внешним локусом контроля, то есть те, кто ориентируется на внешние требования и стандарты, объявят себя васильками и ромашками, если с высокой трибуны провозгласят, что мы - Страна Полевых Цветов. Исторически натренированная привычка мимикрировать под внешний стандарт сочетается с хаосом, страхами, не отвеченными вопросами внутри каждого из нас.
Настоящая, глубокая религиозность передается вместе с семейной традицией, а у нас за плечами было 70 лет советского атеизма, нетерпимого именно к православию, но вполне лояльного к языческим шалостям, вроде Масленицы, Рождества с елкой, святочных гаданий, узелков на память и прочих ритуалов по управлению детскими страхами и желаниями. Язычество никогда не замахивалось на государственные авторитеты и институции, поскольку само организуется только вокруг экзальтированных личностей, деревенских бабок, да целительниц вроде Джуны или телеэкстрасенса Чумака.
Более того, все «иерархи» от политиков до шоуменов заинтересованы в инфантилизме и доверчивости населения, так легче управлять их восприятием, чувствами и подталкивать к нужным решениям. Такова одна из причин живучести язычества, особой сохранности архаики в представлениях населения. А вот осознанное православие – это уже огромная мощная организация с собственным капиталом. Это уже система не предрассудков, а строгих принципов, этический кодекс, одинаковый для всех, от ребенка до президента. И вот тут цельное инфантильное сознание начинает изворачиваться и двоиться, а то и троиться.
Куда девать памятники Ленину, да и сам Мавзолей? Что делать с иконостасом из классиков литературы, православных писателей Достоевского и Толстого? Мы все складируем как попало, как попало и живем.
Все исторически накопленные ответы на важные вопросы жизни существуют в сознании россиянина одновременно, как наспех выученные уроки. С одной стороны - «Не укради», с другой - «Не подмажешь, не поедешь». Это как с любовью, что она – болезнь или дар, мука или счастье? На всякий случай сохраняются все заготовки, время покажет.
Смысл этих нелепых и противоречивых аппликаций - в готовности к любым переменам и разному исходу событий. Революции и войны в России начинались внезапно. От тюрьмы и сумы у нас не зарекаются. Человек с катастрофическим мироощущением выдает ответы вразнобой.