Гордиться прошлым, построить будущее

Общество
Споры об истории становятся все жарче, словно именно история является гарантией надежного будущего. При всей парадоксальности этой версии, здравое зерно в ней имеется. В подтверждение - социологическое исследование «Левада-Центра» в 137 городах России.

Выяснилось, что в особую роль русского народа в мировой истории верит 64% его участников. За 25 лет показатель вырос в 5 раз! 75% граждан считают, что Россия — великая держава, хотя определения этого статуса не существует. Количество тех, кто испытывает гордость по поводу того, что живает в России, за 4 года увеличилось на 20%.

Цифры ясно говорят: у граждан наблюдается всплеск патриотизма. Это вовсе не означает принижения других народов, хотя найдутся комментаторы, которые скривятся от «великодержавного шовинизма». При этом рост никак не связан с последними депутатскими инициативами. Напротив, сочинение казенных законов и протокольные мероприятия – проявление того же тренда на чиновничьем уровне осознания действительности.

Причина роста патриотизма в мирное время – череда санкций, которыми Запад окружает Россию. «Защитная консолидация» - так говорят социологи. Западные политики жестоко просчитались, решив, что экономические сложности и политическое запугивание вызовут раскол между обществом и российской властью. Плохо они знают русский народ. Не испытывая иллюзий по поводу бюрократии, надо признать, что нет лучшего способа сплотить российское общество, чем смирять его окриком из-за бугра.

Однако есть принципиальный момент. Это – точка консолидации на шкале времени. Сейчас это гордость за историю. В опросе лидирует восприятие истории – 46%. В эпоху СССР такой точкой был образ будущего. Сейчас, признаемся честно, этот образ видится в смутных очертаниях. Сколько времени можно гордиться историей, если нет прорывов в будущее? Гордость за историю приобретает ценность, когда она помогает строить страну, где жертвы прежних поколений были бы оправданны.

Чтобы цифры не снижались, нужны не казенные призывы, они вызывают у нормального человека зубную боль. Кстати, учат патриотизму одни люди, а проявляют его совсем другие. Минина и Пожарского, памятник которым стоит в центре Москвы, патриотизму никто не учил. Формально они пошли против легитимной власти, которую метлой погнали из Кремля. Пример из великой истории, который напоминает, что учить народ патриотизму не надо, а лучше у него этому поучиться.

Президент России на съезде «Единой России»  сказал, что уровень бедности унижает нашу страну. Решить проблему – достойная цель. Работяга, умный изобретатель или бизнесмен, которые приносит стране прибыль, делают на весах патриотизма более важное дело, чем те, кто видит опасные аллюзии в фильмах или с пеной на губах осуждают неловкие обороты школьников.

И еще я заметил, что последнее время гордость за страну разменивается на пошлые пятаки. Новый ораторский трюк в политических дебатах - обвинить оппонента в отсутствии патриотизма. То есть это чувство превращается в одеяло, которое политики тянут на себя. Хочется сказать: чтобы прикрыть свою наготу. Раньше Родина начиналась с картинки в букваре, с верных товарищей, со старой отцовской будёновки. А теперь Родина начинается с высокомерных поучений своего народа и с политической грызни, которой мы еще нахлебаемся во время президентской гонки.

amp-next-page separator