Кипарисы средней полосы

Общество
Погодные итоги января для Москвы оказались обескураживающими. Но климатология — одна из самых молодых наук. У этой науки звездная судьба, она быстро загипнотизировала человечество. Из-за грядущих климатических катаклизмов мы потеряли покой и сон и ждем конца света. В последние годы подписаны крупные международные меморандумы — Киотский протокол и Парижское соглашение по климату. Человечество пытается бороться за жизнь против климата.

Конечно, человеку свойственны эсхатологические ожидания, он любит фильмы ужасов и страшные предсказания. Прогнозы о климатической катастрофе разрослись буйным цветом в 1980-е годы, когда стало ясно, что ядерной войны удалось избежать. Зато осталась техногенная деятельность. За 200 лет концентрация углекислого газа в воздухе возросла на треть.

В России за последние 100 лет зафиксировано потепление на полградуса. Кстати, в Москве один из самых старых в Европе инструментальных рядов по измерению температуры, она регистрируется с середины XVIII века. Однако в науке нет места окончательным приговорам. Есть авторитетные ученые, которые считают, что страхи преувеличены. Слишком много факторов влияет на климат, техногенная деятельность — лишь зернышко по сравнению с солнечной и вулканической активностью, колебаниями орбиты Земли, магнитными полями, циркуляцией океанических и атмосферных течений. Если взять все параметры, то климат будет становиться теплее вне зависимости от того, что предпримет человек. За 100 лет средняя температура на планете поднимется на 0,7 градуса. За следующий век — еще на 1 градус. Дальнейшего потепления не будет.

В итоге установится очень хороший климат. Такой уже был на Земле — за 50 веков до нашей эры, когда цивилизация начала победное шествие. Неизвестно еще, как пошла бы история, если бы в Древнем Египте был наш климат. ХIХ век вообще стал самым холодным после Рождества Христова, ХХ век — чуть теплее.

В Москве за 100 лет стало теплее на 3 градуса, в Подмосковье — на 1,5 градуса.

Мы отвыкли от старых русских зим, выражение «крымский санный путь», которым ходили купцы при Иване Грозном, кажется диким. Холодные зимы ушли, весна приходит раньше, лето стало тусклым и прохладным.

Не исключено, что климатические изменения подтолкнут Россию к новому расцвету, как когда-то они помогли итальянскому Возрождению. В Мурманске начнем выращивать кукурузу и пшеницу, в Москве станет тепло, как в Сочи, в Подмосковье вместо елок зашелестят кипарисы. Ну и вырастим еще своего Леонардо.  

amp-next-page separator