Прирастет ли Россия Донбассом?
Тот попросил эту идею на совместной пресс-конференции не озвучивать с тем, чтобы он смог подумать на эту тему. И вот теперь Госдепартамент США категорически отверг эту идею. Подумали, значит.
Официальный представитель Госдепартамента США Хезер Науэрт написала ответ, как теперь водится у дипломатов и некоторых президентов, в Twitter: «Чтобы было понятно: администрация не рассматривает возможность проведения референдума на востоке Украины: референдум не имел бы легитимности. Мы продолжаем поддерживать Минские соглашения как инструмент для решения конфликта».
Официальный Киев ответил еще резче. Что еще более понятно. Неужели Владимир Путин не мог предвидеть такую реакцию? Мне кажется, что он и не рассчитывал, что Трамп согласится на предложение. Да даже если бы и согласился Трамп, то ситуация в американском истеблишменте, где идет настоящая гражданская война между демократами и республиканцами и отдельно истеблишмента в целом против «выскочки-президента», сейчас такова, что любое согласие с тем, что предлагает Москва, было бы тотчас осуждено и дезавуировано.
Ровно так произошло с другим предложением Путина, которое как раз было озвучено на совместной пресс-конференции — отом, что Москва даст согласие на участие американских следователей в допросе тех 12 россиян, которых накануне Минюст США обвинил в хакерских атаках против Демократической партии США во время выборов, назвав сотрудниками ГРУ. При этом и российские следователи обязательно должны будут поучаствовать в допросе не только главы фонда Hermitage Capital Билла Браудера (британского гражданина, главного идейного вдохновителя известного «закона Магнитского», обвиняемого в России в уклонении от налогов), но и бывшего посла США в России Майкла Макфола и нескольких других сотрудников Госдепа.
Трамп назвал с ходу предложение «невероятным», за что ему тут же досталось и от СМИ, и от политиков обеих партий. А Сенат не поленился и принял в минувший четверг специальную резолюцию (98 голосами из 100), где осудил сам принцип «подсудности» американских дипломатов иностранным государствам.
Могу предположить, что расчет Путина был на то, чтобы показать, что в процессе урегулирования на Украине пора бы уже сделать хоть какие-то шаги. А заодно он, по сути, заставил Госдеп подтвердить приверженность Минскому процессу. Который, правда, уже давно буксует, поскольку Киев отказывается выполнять свою часть обязательств, а Запад его к этому никак не понуждает. Может, теперь начнет побуждать, «испугавшись» референдума? Хотя вряд ли.
Кстати, такой референдум в самопровозглашенных ДНР и ЛНР уже был — в мае 2014 года. И почти 80% на нем высказались за «государственное самоопределение», то есть фактически за выход из состава Украины и затем, предположительно, вхождение в состав России. Проходил тот референдум, конечно, в весьма специфических условиях: вовсю шли бои. Москва тогда даже просила власти ДНР и ЛНР его отложить, а по его итогам однозначной поддержки принятого решения в условиях нараставшей военной конфронтации не оказала.
А был и другой референдум в Донбассе — в 1994 году. Он, правда, носил название «совещательного опроса». Однако там примерно те же 80% высказались за федерализацию Украины (что, кстати, предусмотрено теми же Минскими соглашениями), за признание государственного статуса за русским языком, а также «о евразийской интеграции», то есть за сближение с Россией. То есть пророссийские настроения в Донбассе, который до 1918 года и входил в состав России, длятся десятилетиями. И вполне возможно, что, пройди соответствующий референдум сейчас, подавляющее большинство жителей региона высказались бы соответствующим образом.
В истории уже не раз бывало, что долгое время отвергаемая как «совершенно нереалистичная» идея затем становилась «исторически неизбежной объективной реальностью». И если конфликт на юго-востоке Украины продлится еще долгие годы, то кто знает, может быть, предложение о проведении референдума о самоопределении прозвучит уже из самой Америки. Подождем. Мы никуда торопимся.