Паспорт Цоя не стоит миллионы
Поклонники Цоя и историки до сих пор спорят, как и при каких обстоятельствах музыкант потерял документ. Одни твердят, что украли на съемках фильма «Асса», вторые, что просто потерял. Зато теперь мы знаем, кто его нашел. Точнее, нам известно только имя и то, сколько он заработал на присущем людям идолопоклонстве.
Изначально объявление о продаже реликвий появилось на «Авито». Его автор, некто Дмитрий из Санкт-Петербурга, заявил, что был лично знаком с Виктором Цоем и его женой Марьяной, а дом продавца реликвий находился рядом с ленинградским рок-клубом, откуда звезда «Кино» иногда захаживала в гости — «на гитаре побренчать» (цитата из объявления). Паспорт Дмитрий обнаружил еще в 1990-х, однако продать его решил только сейчас. В довесок на аукцион пошла записная книжка с когда-то принадлежавшими представителями рок-тусовки номерами, рукопись песни «Перемен!» и черновик так и не вышедшего хита. Позже нашедший передал их аукционному дому, где вся эта красота и ушла с молотка за общую сумму более чем в 16 миллионов рублей. И все это ради улучшения жилищных условий — у Дмитрия недавно родился третий ребенок.
Вдумайтесь, 16 миллионов рублей! По большому счету — за клочки бумаги. Но только из-за того, что они связаны с именем глыбы отечественной музыкальной сцены, люди готовы выкладывать из своих кошельков миллионы. Это удивительный феномен, который совершенно не укладывается в голове.
Сам процесс создания себе кумиров меня всегда выбивал из колеи. В окружении нашей семьи был случай, когда одна девушка носилась буквально по всему миру за одной популярной отечественной исполнительницей. Она тратила на это огромные деньги, рисовала какие-то плакаты, старалась попасть абсолютно на каждый концерт. Вот такая сильная любовь к человеку, которому на тебя как на личность просто по боку. Артист может любить своих поклонников, но лишь в совокупности, как массу, а не конкретно каждого шебутного в майке с его портретом.
И я не ханжа. В моих соцсетях есть фотографии с известными людьми. Я болею за московский ЦСКА, стараюсь по возможности ходить на домашние матчи красно-синих и очень воодушевлен тем, что совсем скоро увижу любимую команду в игре против легендарного мадридского «Реала». Но караулить футболистов, актрис или певиц на пороге дома или ставить в огромную рамку их пропитанные потом футболки уж точно не стану. Должна же быть мера, черта между обычным увлечением и ситуацией, граничащей со здравым смыслом.
Ясное дело, у простых фанатов Цоя, которые по старинке собираются дома и слушают «Кино» на стареньком магнитофоне, не найдется завалявшихся по карманам девяти миллионов, чтобы приобрести его паспорт. Может, его купили для коллекции, может, для того, чтобы хвастаться перед друзьями или просто из любви к советской рок-музыке и группе «Кино» в частности. В любом случае для меня это странно. Да, каждый может распоряжаться своими деньгами, как ему вздумается. Но девять миллионов рублей за паспорт и три миллиона за клочок бумаги с текстом песни? Не понимаю, хоть убейте! Уж лучше бы этот паспорт так и остался за холодильником в питерской квартире. И все были бы довольны, и близкие музыканта бы не сокрушались. Сооснователь группы Алексей Рыбин назвал продажу реликвий аморальной и заметил, что понятие порядочности отсутствует как у продавца, так и у покупателя. А главное, он считает единственно возможным, что можно сделать с паспортом, — передать семье. И хоть отец музыканта Роберт Цой вообще назвал всю историю блефом, а Дмитрия самозванцем, документ, как бы ни сомневался Роберт Максимович, подлинный, это подтвердили в МВД. Вот и получается, что в этой истории верх взяло идолопоклонство, а семье — шиш с маслом. Отец Виктора Цоя заявил, что в денежные споры ввязываться не собирается.
Зато Дмитрий улучшит жилищные условия. Хоть какая-то польза.