Доллар может подешеветь
В конце 2019 — начале 2020 года мир придет к ситуации глобального кризиса, аналогичного тому, что был в 2008-м. Соответственно, весь год будет происходить постепенное выравнивание долгосрочных и краткосрочных ставок в зонах доллара и евро. Да и в рубле, пожалуй, тоже. Понятно, что новые санкции могут выстрелить у нас и в январе, и в феврале, и в марте. По идее, к марту они уже должны родиться, иначе это будет уже довольно странное затягивание. Но даже если они разразятся, то вряд ли будут носить апокалиптический характер.
Соответственно, курсы первые три месяца не будут сильно гулять. Думаю, в районе 67–69 рублей за доллар и 77–80 за евро, потому что евро может начать постепенно расти относительно доллара.
Золото тоже покажет подъем, после чего, в острый момент кризисной фазы, выдаст краткосрочное (буквально на месяц) снижение относительно доллара, а дальше начнет дорожать, так как стандартной мерой преодоления кризиса станет снижение ставки Федерального резерва США. В итоге прогноз по золоту на I квартал: 1290 долларов за унцию, что немногим выше, чем сейчас. Серебро может успеть подрасти до 15,5 доллара. Нефть немного «потопчется» на отметке 48–52 долларов, после чего пойдет на повышение до 55. И это, соответственно, немного поддержит рубль.
Если кризис будут разрешать очередными серьезными вливаниями ликвидности, это поднимет вопрос доверия к этой ликвидности и приведет к очень высокой инфляции. Дело в том, что нынешний «набухающий» экономический катаклизм связан с серьезной затоваренностью и — одновременно — закредитованностью мирового потребителя. А это сочетание бьет по корпорациям, которые, с одной стороны, вышли на пики объемов производства «в штуках» (автомобилей, коттеджей, гаджетов, чего угодно), а с другой — успели набрать довольно большой объем долга, выкупая собственные акции и выплачивая повышенные дивиденды. Мир подошел к точке разгрузки и ждет появления некой новой отрасли, которая позволит перезапустить рост на спросе какой-то другой природы.
Не знаю, что это будет. Может, индустрия «продвинутых» развлечений, может, революция в транспорте...
Советы в такой ситуации давать сложно. Из элементарного: минимизировать кредиты (не набирать, как сейчас, а сокращать и избавляться) и защитить свои рубли как валюту, которая заведомо должна пострадать. Чем? Вопрос.
Потому что есть ощутимый риск инфляции и для доллара, если для покрытия собственных нужд другие государства начнут массово его продавать. Не факт, что это произойдет, так как и США, и другие страны прекрасно осознают всю опасность такого сценария, но его вероятность равна уже не одному проценту, а как минимум 20.
Все это заставляет думать о других валютах. Кризис затронет банковскую систему Европы, причем Италия и Испания, например, могут при неудачном сценарии его не пережить. То есть надежды на евро тают. Иена — валюта, которая сильно гуляет. У Японии гигантский оборот с США, огромный внутренний долг и экономика, принадлежащая Центробанку. Так что эту валюту — за счет внутренней локализации долга — можно держать в голове.
Швейцарский франк привязан к евро, причем — по воле Центробанка страны — чтобы не происходило укрепление франка относительно евро. Не исключено, что эта история сохранится. Периодически франк будет от евро отвязываться, периодически швейцарский ЦБ будет проводить интервенцию, назначать новый курс. В свое время это сгубило многие компании, работавшие в паре «швейцарский франк — евро». Поэтому это опасная валюта. Как дополнительная страховка от катаклизмов с валютой остается золото (серебро обычно в кризисы теряет в цене). И для тех, кому просто нужны деньги, такая страховка — короткие депозиты в крупных надежных банках.