«Мусорная реформа» началась, но вопросы остаются

Город
В России стартовала «мусорная реформа». Президент подписал указ о создании единого оператора, ответственного за ее проведение.

Вице-премьер Алексей Гордеев заявил, что сбор твердых отходов станет отдельной коммунальной услугой, которая в среднем будет обходиться в 120–130 рублей в месяц на человека. В моей семье — пятеро. Скоро мне придется платить за коммуналку минимум на 600 рублей больше. Упс...

На самом деле, «мусорные» расходы будут еще выше. С начала года экологический сбор для компаний, производящих пластиковую упаковку и тару, вырос в 2,7 раза. Это значит, что автоматически будет расти цена молока, соков и вообще всего, что упаковано в пластик. Обязательно подорожают и напитки в алюминиевых банках: сбор для этого типа упаковки вырос в 8,2 раза! По сути, это тоже налог на мусор — и мы его, будьте уверены, заплатим.

С одной стороны, я мусорную реформу двумя руками поддерживаю. Судите сами: каждый москвич производит в год в среднем около 500 кило бытовых отходов. Около 80 процентов из них просто утилизируют. И наших соседей — Московскую область, которая и сама производит миллионы тонн мусора, — полигоны бытовых отходов так замучили, что пришлось самому президенту жаловаться и свалку с говорящим названием «Кучино» закрывать. Но таких «Кучино» в области — десятки! Разумеется, их нужно рекультивировать, а мусор перерабатывать, как во всех цивилизованных странах. Вот на рекультивацию и переработку с нас деньги-то и возьмут. И прямо, через «мусорный сбор», и косвенно, через подорожавшие из-за сбора экологического продукты питания. Вроде бы все справедливо: отходы-то наши. А значит, и утилизировать их, чтобы не превратить всю страну в помойку, нужно за наш счет. Но…

В Москве уже создано несколько площадок, оборудованных системой раздельного сбора отходов / Фото: Элина Масимова, «Вечерняя Москва»

Насколько эффективна будет работа мусорного оператора — огромный вопрос. В Москве, я напомню, уже несколько лет действует другой оператор — курирующий капитальный ремонт жилья. И мы все платим за капремонт, как скоро будем платить за мусор. Но работу этого оператора — Московского фонда капремонта — я бы не назвал идеальной. Простой пример: мой дом должны были капитально отремонтировать в 2015–2017 годах. Сейчас, напомню, идет 2019-й. А ремонта как не было, так и нет! Ни трубы не поменяли, ни батареи, ни фасад не отремонтировали. Только «Мосгаз», молодец, заменил все оборудование. А как же остальное?! А никак. Но за капремонт мы все платить продолжаем. Не получится ли так и с мусором? Деньги куда-то уходят, а отходы по-прежнему тихо складируют в Подмосковье.

Мне кажется, что раз уж мы «мусорную реформу» начали, ее нужно с первого же этапа сделать подконтрольной. Пусть Кудрин со своей Счетной палатой за ней следит. Пусть Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ… Иначе, подозреваю, «мусорные» деньги просто тихо растащат.

amp-next-page separator