Как жить собственным умом
Последствия были катастрофичны и для нее, и для всех нас. Может быть, она просто попробовала воспользоваться собственным умом? С тех пор вопрос: как правильно поступить, «разрешить» ли себе тот или иной поступок или нет, мучает каждого человека практически ежедневно.
Первые люди дерзнули поступить вопреки предупреждению Бога. Да, идея вкусить запрещенного плода родилась не у Евы, и не у Адама. Не собственным умом они это совершили — это был совет лукавого, который подбивал их к греху. Но все же последнее слово оставалось за ними, и они жестоко ошиблись.
Человеку изначально дана способность пользоваться своим умом и вместе с этим дана ответственность за его использование. Попытка избавиться от собственного ума — это, прежде всего, попытка избавиться от ответственности. В легенде о Великом Инквизиторе из романа Достоевского «Братья Карамазовы» повествуется именно об этом. Инквизитор говорит Христу, что они освободили людей от свободы, тем самым освободив их от ответственности. Отныне людям прямо объявляется, что делать и что не делать. Но и ответственность за их действия лежит на Инквизиторе, а не на них самих. И люди довольны.
Христос же принес людям свободу, но со свободой сопряжена и ответственность. Надо в течение всей жизни учиться достигать главной цели жизни человека — Богообщения и правильно распоряжаться свободой.
«Бессловесная снедь», которую дерзостно вкусила Ева, это то, что положило начало магии. Господь сказал: чтобы достичь обожения, надо трудиться, возделывать рай, самого себя, совершенствовать свой дух. Ведь цель у Адама и Евы была: «стать как боги». Но достичь этой цели надо было путем достаточно сложным, путем труда над самим собой. А тут дьявол предлагает иной, более легкий путь: не надо никакого труда, достаточно съесть запрещенный плод, и цель достигнута.
На современном языке это звучит примерно так: «нажми на кнопку, получишь результат». Это то, чем мы болеем до сих пор: нам хочется быстрого результата. Часто люди приходят в храм и спрашивают: «что сделать, чтобы...» И далее может следовать все, что угодно: чтобы муж не пил, чтобы сын поступил в институт, дочь вышла замуж, чтобы в семье появились дети, чтобы исцелиться от тяжелой болезни... «И что сделать, чтобы это произошло?»
И люди ждут примерно такого ответа: прочти двадцать раз то и то, съешь просфорку оттуда-то, возьми землицы с той-то могилки, выпей водицы оттуда, запиши на сорок дней с припиской «страждущий» и все будет хорошо. И если батюшка раздает такие рецепты, он весьма популярен в народе. Особенно, если у одного-двух получится достичь своей цели. Но это именно путь змея, то, на чем дьявол поймал первых людей: «съешь плод, и станешь богом».
Святые отцы всегда выступали против такого метода. В Великом каноне преподобного Андрея Критского мы постоянно слышим призыв к действию: «Бодрствуй, душа моя; будь мужественна, как великий из патриархов, приобретая себе деяние с разумением, да будешь умом, видящим Бога».
И сегодня истинные пастыри не на могилку отправят за помощью, а к Богу призывают обратиться с покаянной молитвой. У святых отцов мы часто слышим: не доверяйте собственному мнению. К примеру, святитель Феофан Затворник пишет: «У всех отцов-руководителей встречается урок — не доверять своему уму… Если ты при каждом деле, не доверяя себе, ищешь вразумления от Подателя всякой премудрости, то право течешь. Поступая так, ты подражаешь пророку, который молился Богу: «Господи, по словеси Твоему вразуми мя»… — научи, как понять что-либо из встречающегося в жизни или в Писании, или как поступить в предлежащем случае».
«Не иметь своего мнения» — для современного человека это звучит как оскорбление. На самом деле человек разумный подойдет к решению любых вопросов очень осторожно: если он в чем-то не разбирается, он это поймет и постарается воспользоваться наработанным опытом других людей, которые до него уже изучили эту область досконально. Если человек хочет сделать ремонт в квартире, он не будет придумывать все с нуля, а посмотрит, как это делали другие люди, почитает соответствующие руководства. Дело же не в том, чтобы принципиально высказать свое мнение вопреки другим, а в том, чтобы это мнение было разумным.
И в духовной жизни, если человек хочет что-то предпринять, он постарается изучить опыт святых отцов, посоветоваться с опытным руководителем. И главное, если мы верим Богу, будет разумно всегда, перед любым делом, в том числе перед составлением собственного мнения, попросить Его о помощи и вразумлении, о содействии.
У Адама и Евы не было возможности прочесть творения святых отцов, но у них был Сам Бог, к Которому они могли обратиться и спросить: вот мол, змей предлагает то-то и то-то. Их ошибка заключалась в том, что они не стали этого делать, а поступили самонадеянно, положились на свой разум.
Но в то же время мы имеем примеры, что личную инициативу — дерзновение — Господь поощряет. Но здесь вопрос, в каком случае это происходит? Он говорит кровоточивой жене: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Она, как и Ева, проявила свою инициативу, тоже сделала то, что ей нельзя было делать. В состоянии, в котором она пребывала, ей запрещено было прикасаться к людям. Но она дерзнула и коснулась Христа. И Господь ее ублажает.
Дело в том, что цели у Евы и у этой женщины были разные. Причем, у кровоточивой жены вряд ли была цель спастись, а просто — получить здоровье, была вера, что Христос может совершить исцеление. И это оказалось правильной целью. Получить исцеление, прикоснувшись к Богу, как источнику здоровья — это правильно. А сделать нечто вопреки слову Божию — неправильно. Господь сказал: действуй так и так, и не делай так, а человек посчитал себя умнее Бога и слова Божии оказались для него неважны. Итак, любое действие определяется целью — зачем человек это делает. Дерзновение к правильной цели поощряется, а к неправильной — осуждается.
Правильная цель — это все, что приближает нас к Богу. Наша задача — через любые свои поступки приближаться к этому единству, хранить и укреплять его. Все наши действия, которые помогают в этом — правильные. Те действия, которые нарушают наше единство с Богом, суть грех. Не надо думать, что речь идет о сверхъестественных поступках. Это могут быть самые обычные повседневные действия, ведь наше единство с Богом определяется через единство с ближним. «Не любящий брата своего, — вопрошает апостол Иоанн Богослов, — как может любить Бога?» (1 Ин. 4,20) По заповеди Христа мы с ближними должны поступать так, как хотим, чтобы с нами поступали люди (Мф. 7,12). Правильные отношения к ближним приближают нас к Богу.
К примеру, едет человек за рулем, впереди лужа, а на тротуаре стоят пешеходы. Он может пренебречь ими, чтобы не утруждать себя, и проехать по луже, обрызгав всех с ног до головы. Формально он как бы ничего не нарушил, не его же вина, что на дороге лужа. Но может поступить иначе: постараться объехать лужу, чтобы никого не обрызгать. Нет возможности объехать — можно снизить скорость. Может там стоит первоклассница с букетом цветов, идущая первый раз в школу? Какое будет для нее разочарование, когда увидит свой белый фартучек весь в грязных пятнах? Правильно будет, увидеть стоящих людей и проехать так, чтобы не навредить им.
Как же нам нарабатывать рассуждение, чтобы наши поступки приближали нас к Богу? Чтобы не кидало нас из огня да в полымя — в разные неприятные ситуации, когда задним числом кусаем локти. Надо непрестанно обращаться к Богу, не преставать просить у Него помощи. Учиться противоречить своей страсти там, где у человека есть хоть чуть-чуть власти прекословить ей. Особенно важно поднапрячься и уделить этому как можно больше сил и внимания в дни Великого поста. Пост быстро проходит, как и все время нашей жизни. Давайте попробуем успеть в оставшиеся дни до Пасхи хоть что-то изменить в своей жизни в сторону добра. Жить собственным разумом, значит измерять, приближают ли наши мысли, дела и поступки к Богу, или нет.