Фото: «Вечерняя Москва»

Праздничная каша

Общество
Что-то мы, мне кажется, подзапутались с праздниками. Начало ноября – почти нескончаемая праздничная неделя. Но так получается, что каждый празднует что-то свое. Плюс еще школьные каникулы, традиционно – праздник непослушания и исполнения детских капризов. Официальный праздник-выходной, правда, один. День народного единства.

Это праздник совсем молодой, отмечается с 2005 года. Он еще не укоренился, не пустил корни традиций, к нему еще многие не привыкли. Повод, по которому он учрежден – окончательное освобождение Москвы от поляков в годы Смуты, слишком сильно отстоит от нас по времени и практически никаких ассоциаций не вызывает. Те, кто пробовал разобраться в исторической каше по фильму «1612», думаю, еще больше запутались, поскольку в картине строгой исторической правды, на мой взгляд, меньше, чем кот наплакал. И всегда найдутся умники, которые вам скажут, что именно 4 ноября в 1612 году в Москве ничего такого не было. Да и вообще тогда по обе стороны баррикад были наши – казаки, бояре, гулящие люди. А прими тогда польский царевич Владислав православие (к чему его, собственно, некоторые наши и склоняли) еще неизвестно, как повернулась бы история. Кстати, 4 ноября люди православные отмечают очень важный свой праздник – День Казанской Божьей матери.

По социологическим опросам, большинство россиян пока, увы, не склонны были отмечать День народного единства. Для более чем половины он – не более чем дополнительный выходной. Хотя число воспринимающих его как официальный праздник со смыслом, растет. Но медленно.

В свое время его учредили, видимо, не без лукавства. Чтобы отвлечь от годовщины Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября. «Отвлекали» сперва тем, что назвали его первоначально Днем национального согласия и примирения. С согласием и примирением красных и белых вроде получилось, а вот с единением новой российской нации пока не шибко. И дело даже не в том, что к дате 4 ноября «присосались» такие мероприятия, как Русский марш, где главные лозунги вовсе не о любви к ближнему своему вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз. Те же социологи (ВЦИОМ) утверждают, что народное единство в современной России считает реальностью лишь каждый четвертый россиян (23 процента). Самая же большая доля опрошенных указывают с сожалением, что «сегодня каждый думает только о себе (39 процентов).

Да и 7 ноября вроде никуда не делось, не сгинуло в небытие. Сторонники левых, коммунистических убеждений, по-прежнему празднуют именно его (коммунисты регулярно хотя на многотысячные демонстрации). Власти официальные решили праздник – и уже не в первый раз - отметить историческим парадом на Красной площади. Для чего в рабочий день автомобилистов ожидает небольшой транспортный коллапс по случаю перекрытий движения. Люди помоложе толком вообще не поймут – в честь чего парад-то? Люди постарше посчитают, что это некая завуалированная дань все той же годовщине Октября. Раз уж у нас ностальгия по СССР в моде, то , стало быть, и парад – это по этой части. И только самые догадливые смекнут, что этот парад, проводимый в рабочий день, это в честь того парада, что состоялся 7 ноября 1941 года. Тогда фашисты стояли в 20-25 километрах от Москвы. С востока подошли сибирские части, которые, а также маршал Жуков, согласно канонической истории, спасли Москву. А перед тем прошли по Красной площади, символизируя волю народа к победе. На Мавзолее стоял лично товарищ Сталин, а не бежал в Куйбышев, как о том то распространяли слухи паникеры.

В контексте текущей политики парад 7 ноября, видимо, это еще и попытка эмоционально акцентировать позитивную патриотическую доминанту, а вовсе не ту, на которую претендуют участник «русских маршей». Но почему тогда не проводить исторически парад 4 ноября, во всеобщий выходной, с участием представителей всех исторических эпох, кои были отмечены нашими победами?

Так в течение одной недели, по сути, мы являемся свидетелями столкновений совершенно разных, в чем-то несовместимых систем ценностей. Тут тебе и традиция на грани архаики, тут и тоска по революции, сметающей всех и вся, прежде всего пресыщенную элиту. Тут и парад, синоним военной грубой силы, но и православная икона.

Плюрализм, если выражаться по-современному. Или как раньше говорили, каша в головах.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

 

amp-next-page separator