Падение Перемышля

Общество
100 лет назад, 22 марта 1915 года, завершился один из самых драматичных эпизодов Первой мировой войны - продлившаяся 133 дня осада крепости Перемышль. Австро-венгерский гарнизон полностью капитулировал, и город заняли русские войска.

В 1914 году никакой Украины и в помине не было. Были населенные украинцами губернии Российской империи, а все, что лежало западнее реки Збруч, называлось Королевством Галиции и Лодомерии и уже 140 лет как входило в состав Австро-Венгерской империи. Столица Галиции, город Львов, была захвачена войсками 3-й русской армии генерала Рузского 3 сентября 1914 года. Юго-Западный фронт мог отсюда продолжать наступление в двух направлениях: на польский Краков или через Карпаты на венгерскую равнину. Путь на Польшу был свободен, а вот к карпатским перевалам перекрыт крепостью Перемышль.

История строительства Перемышля - наглядная иллюстрация ухудшения отношений России и Запада во второй половине XIX века. Усилить оборону против России было решено в Вене вместе с окончательным поворотом Австрии против России в Восточном вопросе, к этому времени уже переросшем в Крымскую войну. Австрия, хоть и хотела, но так и не решилась на прямое военное участие в Крыму. Но к антироссийской коалиции присоединилась. Император Николай I считал это личным предательством со стороны австрийского монарха Франца-Иосифа, трон которого сохранили жестко и страшно подавившие венгерскую революцию 1849 года русские штыки. Но нас не впервые предают «искренне преданные» и всем обязанные России союзники... Перед угрозой вторжения войск могущественного и раздраженного восточного соседа Габсбурги стали срочно укреплять границы и антироссийские блоки: Франц-Иосиф стал строить крепость Перемышль и заключил союз с Пруссией.

В 1877-1878 годах Россия вновь показала «цивилизованному» миру «кузькину мать», наголову разгромив Турцию. Австро-Венгрии, которая хоть и получила на Балканах немаленький кусок - Боснию, но присоединилась на Берлинском конгрессе к нашим врагам и снова записала Россию в разряд вероятных противников. Дело шло к большой войне.

Уже в 1900 году Перемышль стал считаться неприступным. «Ядро крепости составлял город, расположенный по обоим берегам реки Сан, - писал историк В.В. Яковлев. - Он был окружен центральной оградой нового типа, состоявшей из 21 долговременного опорного пункта и соединяющих их куртин в виде валов со рвами, усиленными железными решетками и проволочными сетями... Все укрепления фортового пояса были связаны между собой и с ядром крепости сетью прекрасных шоссе и узкоколейных железных дорог общим протяжением около 100 км. Все органы управления крепости и укрепления обслуживались также телеграфной и телефонной сетями. Общий обвод наружного пояса укреплений был в 45 км».

Первый выстрел из крепости по разведывательному казачьему разъезду 3-й армии был сделан 17 сентября 1914 года с форта «Поповичи». 3 октября генерал Щербачев потребовал от командующего гарнизоном Перемышля генерала Германа Кусманека фон Бургнойштэдтена сдачи крепости. Кусманек ответил отказом и Щербачев стал готовить штурм. И он состоялся 5 октября. Наспех подготовленный, поэтому бессмысленный и неудачный. У русских войск не было тяжелой осадной артиллерии, а полевые пушки не могли разрушить крепостные стены. Но русские солдаты и в этих условиях смогли сделать невозможное - захватить форт «Лисичка». Страшной ценой: жизнями 20 тысяч человек. Цель не стоила средств, и 8 октября 1914 года осада с Перемышля была снята.

Блокада Перемышля возобновилась 9 ноября. На этот раз русским командованием была создана специальная - Блокадная - армия в составе 28-го и 29-го армейских корпусов. Командующим назначен 67-летний генерал Андрей Селиванов. Он отказался от активных действий, решив взять Перемышль измором. Крепость постоянно обстреливала русская артиллерия. Среди почты, найденной в обломках сбитого австрийского аэроплана, было и письмо генерала Кусманека своему командованию, в котором он жаловался на точность русских пушек, буквально парализовавшей жизнь в крепости.

Фото: «Вечерняя Москва»

В Перемышле начался голод, обострились отношения между солдатами различных национальностей «лоскутной» империи, вот-вот могла вспыхнуть паника. Поэтому Кусманек решился на прорыв к своим основным силам. Тем более, что внутри крепости войск было больше, чем у осаждавших ее русских. В ночь с 18 на 19 марта 1915 года в отчаянную атаку пошли венгерские гонведы (пехотинцы). Но наши солдаты удар выдержали. Все атаки были отражены, взято в плен свыше 4 тысяч австрияков и венгров. Из восьми с половиной тысяч солдат и офицеров 23-й венгерской дивизии обратно в крепость вернулись лишь 2662. Кстати, в этих сражениях был ранен в ногу, но не вышел из боя, капитан Карбышев, будущий генерал-лейтенант Красной армии и Герой Советского Союза, замученный гитлеровцами в 1945 году в концлагере Маутхаузен.

Генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор Военной академии Генштаба Дмитрий Карбышев / Фото: РИА Новости

Осознав безнадежность дальнейшего сопротивления, 21 марта 1915 года генерал Кусманек отдал приказ о капитуляции Перемышля. В 10 утра 22 марта 1915 года передовые русские отряды вошли на территорию крепости. Трофеями в Перемышле стали 900 орудий. В плен попали 9 генералов, свыше 2500 офицеров и 117 000 солдат австро-венгерской армии.

Этой победы ждали не только в России, но и во всем мире. В это же время на западе Европы немецкие дивизии успешно и методично перемалывали войска Франции и Великобритании, и неизвестно, чем бы все обернулось, не нанеси Россия чувствительный удар союзной Германии Австро-Венгрии в Карпатах.

А у нас, по всей России, два дня звучал колокольный звон.

***

А противник был хорош!

Ценность победы в Перемышле особо важна потому, что русские войска одержали верх над врагом, который был смел и стоек, хотел и умел воевать. Перед сдачей крепости, в ночь с 21 на 22 марта, австрийская артиллерия, получив приказ расстрелять все имеющиеся запасы снарядов, открыла ураганный огонь из всех орудий. Утром саперы подорвали крепостные орудия и форты. Храбрые венгерские гонведы решили не отдавать русским свои полковые знамена и изрубили полотнища саблями на мелкие куски, разделив их между офицерами.

«Отправил Граббе с наградами и крестами»

9-го марта (по ст. стилю). Понедельник.

«После утреннего доклада вернулся к себе и начал письмо Аликс, как вдруг Николаша (Верховный Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи, Великий князь Николай Николаевич — Ред.) ворвался ко мне с Янушкевичем и Даниловым и объявил радостную весть о падении Перемышля! После завтрака был отслужен благодарственный молебен при множестве офицеров и лейб-казаках. Отправил Граббе в 11-ю армию Селиванова с наградами и крестами. Сделал небольшую прогулку. Сильно таяло. Дал Николаше Георгия 2-ой степени. Занимался после чая и окончил все. За обедом выпили по стаканчику шампан. Вечером в домино играл Дрентельн».

Николай II. «Дневники».

Глас народа - глас Божий

«Мы победим, - говорил мне герой Перемышля, почтеннейший генерал А.Н. Селиванов, - победим, потому что так хочет народ, а глас народа - глас Божий. Нет в армии солдата, который бы сомневался в победе, потому что русский солдат знает, что война идет - за веру православную!»

Архиепископ Никон (Рождественский). «Дневники за 1910-1916 годы»

Рязанский парень со стихами

Александр Блок написал 22 марта 1915 года в записной книжке: «Перемышль сдался. - Усталость. - Днем у меня рязанский парень со стихами». «Рязанский парень» - это Сергей Есенин.

«Дум-дум»

Австро-венгерские солдаты в боях у Перемышля стали применять запрещенные международными конвенциями разрывные пули «дум-дум». Сначала в русских частях начались негласные немедленные расстрелы на поле боя тех пленных, в чьих патронных подсумках находили такие боеприпасы, а затем и вполне официально 5 января 1915 года генерал Селиванов известил генерала Кусманека о распространении такой практики на всю русскую Блокадную армию. Австрияки немедленно перестали использовать «дум-дум».

Отставной «лев»

Генерал Кусманек пробыл в русском плену до февраля 1918 года, после чего он вернулся на родину, где был встречен с почестями и назван газетчиками «Львом Перемышля», однако нового назначения не получил.

Беспрекословная сдача на волю победителя

«Двадцать первого марта, рано утром, на фольварк Рудники прибыли уполномоченные перемышльского коменданта генерала графа Кусманека для переговоров о сдаче…

Переговоры оказались короткими. Старший из уполномоченных, худой, сгорбленный, желто-черный человек, с лицом обозленной обезьяны, передал генералу Селиванову письмо генерала Кусманека... К письму прилагалась инструкция из двенадцати пунктов, перечислявшая условия сдачи. Полковник Азанчеев, свободно владевший немецким языком, взял ее из рук австрийского офицера и начал громко переводить. Последний пункт инструкции он прочитал, улыбаясь и покачивая головой: «Возможность сношений для скорейшего представления к наградам австрийскому верховному командованию...»

- Что такое? - переспросил изумленный Селиванов.

- Удивительное бесстыдство, ваше высокопревосходительство, - подсказал Азанчеев.

Старый генерал Селиванов выпучил глаза и сделал страшное лицо... Затем, обращаясь к бригадиру Мартинеку, торжественно проговорил:

- Никаких переговоров об условиях сдачи крепости я не веду и вести не намерен. Единственным условием может быть беспрекословная сдача на волю победителя.

Двадцать второго марта, на рассвете, со стороны Перемышля послышался грохот взрывов, следовавших один за другим. Это гарнизон взрывал форты. К семи часам утра над фортами взвились белые флаги. Перемышль капитулировал».

С. Голубов. «Когда крепости не сдаются». М., 1954 год.

amp-next-page separator