Украинский кризис похоронит Минск-2
Вотума недоверия не последовало. И сегодня Украина осталась без правящей коалиции, которая официально развалилась после выхода из нее фракции «Самопомощь». Отказалась сотрудничать с правительством и «Батькивщина» Юлии Тимошенко. По Конституции, в ходе одной регулярной сессии парламента нельзя дважды ставить вопрос о вотуме недоверия правительству. Так что Яценюк может просидеть до осени. Впрочем, может – не значит, что просидит, в украинской политике наперед точно никогда не угадаешь.
Рада на сегодня оказалась практически парализованной. Системные реформы проводить невозможно, для этого надо для начала договориться о какой-то совместной платформе. Президент Порошенко также по факту не имеет большинства, на которое мог бы опереться. К примеру, в вопросах, касающихся урегулирования в Донбассе и выполнения Минских договоренностей: там «мяч» на стороне как раз Киева. Нужна, как минимум, конституционная реформа и децентрализация управления страной. И что-то, наконец, решить с выборами на юго-востоке. Принять пакет соответствующих законов на сегодня представляется малореальным. То есть побочным эффектом политического кризиса на Украине становится торпедирование Минских договоренностей. Трудно представить, каким образом они могут быть теперь выполнены до лета на фоне бездействия Киева, то есть до окончания срока действия антироссийских санкций ЕС и Запада в целом, увязанных с этим выполнением.
Если коалицию сформировать не удастся, то никакого выхода, кроме досрочных выборов парламента, не остается. С другой стороны, украинская политика интересна еще и тем, что там любят изобретать правила по ходу игры. Не получается так – давайте попробуем эдак. Начались фантазии о том, как же все-таки, если дело зайдет совсем в тупик (досрочных выборов Порошенко не хочет), отставить Яценюка и его кабинет министров. Изощренный ум украинских политологов подсказывает: если по Конституции нельзя дважды голосовать вотум недоверия кабинету, то давайте соберем внеочередную сессию и на ней проголосуем. Ведь про внеочередные сессии ничего не сказано. Еще вариант: снять Яценюка по факту заведения против него уголовного дела. Как завести? Ну, к примеру, расследовав действия его как премьера во время отсоединения Крыма от Украины и присоединения к России. Как раз вдруг оказались опубликованными протоколы заседания Совбеза Украины за тот период. Скандал обещает быть нешуточным: вроде как получается, что киевские власти «отсоединению Крыма» не противодействовали (интересно было бы посмотреть, как и что они могли бы сделать), оказавшись парализованными действиями самих крымчан и пришедших им на помощь «вежливых людей».
К отставке кабинета все вроде шло еще в середине февраля, но, согласно утечкам в западных СМИ, на Порошенко оказали сильное давление «западные партнеры» с тем, чтобы Яценюка он не трогал. Этот «реформатор» на Западе дюже нравится. Нетрудно даже догадаться, чем именно, кроме риторики насчет реформ и «европейского выбора»,- откровенно антироссийской позицией, согласно которой с Россией надо ломать все, что попадется под руку, даже если и себе назло, и в убыток. В этом смысле к «заслугам» Яценюка можно записать то, что товарооборот с Россией при нем упал более чем на 70 процентов на конец прошлого года. И это еще не предел.
Якобы под «стабильность кабинета Яценюка» делались намеки, что новый транш кредитов МВФ будет возможен лишь при этом условии. Без денег МВФ Украина финансово просто не вырулит в этом году: нужно минимум 5-7 млрд долларов. Но МВФ денег просто так не дает, даже если пять раз в день клеймить «российскую агрессию» и Путина лично. Только под рекомендуемые Фондом реформы. Причем советы по этой части для всех стран довольно однотипны: жесткая экономия бюджетных средств, урезания социальных и вообще государственных расходов, минимизация всяких дотаций и пр. И вот платежи по ЖКХ в ходе выполнения этих требований уже выросли на 40%, резко подорожал газ для населения. Как правило, в результате дисциплинированного следования рецептам МВФ страны-реципиенты помощи испытывают экономический спад, - бюджетная дисциплина сама по себе стимулятором роста быть не может. Падение ВВП на Украине и так составило более 10 процентов за прошлый год, в промышленности и строительстве еще больше. Гривна за время после «революции достоинства» просела на 350 процентов.
Теперь МВФ ждет новых реформ: налоговой и особенно борьбы с коррупцией. С последним у правительства Яценюка особенно не задалось. Украинская экономика (то, что от нее осталось) по-прежнему управляется на манер «неформального АО»: олигархи, а не министры, назначают «смотрящих» за целыми отраслями, руля финансовыми потоками. Коррупции точно не стало меньше, чем при Януковиче.
В качестве «средства спасения» правительство выдвинуло теперь некий план из аж 379 пунктов, который призван стать платформой для новой правительственной коалиции. Представить себе, что украинские политики могут сегодня договориться по 379 пунктам и потом следовать этим договоренностям, решительно невозможно. Но можно сделать вид, что договорились, а тем временем зондировать почву у «кураторов» насчет того, кто все-таки смог бы стать адекватной заменой Яценюку с его рейтингом популярности ниже 1 процента. Многие называют в качестве такой фигуры «неоукраинца» Михаила Саакашвили, ныне управляющего Одесской областью.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".