Сергей Лесков

Высокий балл кандидата из Нижнего

Технологии
Наконец-то в Российской академии наук завершились выборы президента. С заметным преимуществом победил академик Александр Сергеев из Нижнего Новгорода. Однако обещает ли столь блистательная победа животворящие ветра в цитадели российской науки, сказать невозможно даже самым проницательным аналитикам.

Выборы президента РАН должны были состояться ещё в марте, но все три кандидата во главе с действующим президентом Владимиром Фортовым в последний момент взяли дружный самоотвод. В новых выборах решили участвовать семеро академиков, но решением правительства "великолепную семерку" сократили по пяти кандидатов. Четверо из них руководили крупными и влиятельными столичными институтами, один всю жизнь работал в Нижнем Новгороде. Кстати, до Сергеева в истории Российской академии наук числился 21 президент, но лишь девять из них были избранными. Это безусловное достижение советской эпохи, которую клянут почем зря за попрание демократических свобод. Однако даже в тоталитарную эпоху лидеры СССР понимали, что для науки надо создать особый режим, а академикам полезно оставить некоторую свободу в управлении научным околотком. Легенды об эффективности "шарашек" - слишком короткий этап долгой эволюции науки.

Стоит напомнить, что в июле, рассказывая о кандидатах на пост президента РАН, мы предрекли победу Александру Сергееву, хотя он был наименее известен не только широкой публике, но и коллегам гипертрофированно разросшейся в результате реформ Академии. Аналитики, выстраивая конспирологические комбинации, отдавали предпочтение иным кандидатам за их близость к влиятельным группировкам.

Но для пребывающей в глубоком кризисе Академии именно вовлечённость в закулисные комбинации, а не в собственно науку, стала одной из самых острых болевых точек.  А "провинциал" Сергеев не был опутан околонаучными кланами и был менее всего погружён в мутные интриги академических группировок. Кроме того, Сергеева поддержало Отделение физических наук, к которому не могли не прислушаться далекие от интриг академики. Физика лежит в фундаменте научного мироздания и даёт возможность ориентироваться в других дисциплинах. Важно, что львиная доля наших нобелевских премий, а также крупнейших достижений приходится на физику, которая поныне не сдаёт позиций. Из семи президентов академии после войны пятеро были физиками.

В предвыборной речи Александр Сергеев сказал, что наша наука очутилась в долине смерти, поскольку государство не имеет возможности финансировать её, как прежде, а бизнес не проявляет интереса к науке. Абсолютно верный диагноз. Но существует ли рецепт, чтобы избавиться от затянувшегося недуга, который грозит России технологической зависимостью, о чем все чаще с тревогой говорят лидеры страны? Уровень развития науки, о чем не догадывался Маркс, стал сильнейшим экономическим фактором. Но рецепт оздоровления науки не может предложить ни один штаб экономических реформ, не говоря уже о кандидате в президенте РАН.

Однако поддержка коллег наделяет Александра Сергеева мандатом доверия, с которым ему будет легче говорить и с властью, контакт с которой он обещал наладить, и с бизнесом, который, будем надеяться, прозреет ради собственного выживания. В первом туре Александр Сергеев набрал 681 голос, а оказавшийся вторым директор Института океанологии Роберт Нигматулин - 276. Во втором туре Сергеев набрал 1045 голосов, Нигматулин - 412. По новому Уставу РАН победивший на выборах кандидат должен быть утверждён главой государства. Вряд ли эта процедура затянется, ибо пятеро кандидатов уже прошли через сито допуска к выборам.

amp-next-page separator