Помоги, Пушкин!

Развлечения
День рождения Пушкина – праздник в нашем отечестве. Великий поэт был дан великому народу. Поэт создал современный язык. По стране сегодня идут фестивали. Кто-то радуется сознательно, кто-то бессознательно. Чему радуемся?

На днях я была в Полотняном заводе, имении Гончаровых. Праздник трёхсотлетия Завода. Нескромно сфотографировалась с белоснежным, возможно, гипсовым Пушкиным. Рассказала гостям праздника о бронзовом Пушкине, которого мы со скульптором Григорием Потоцким в 2009 году подарили Родосу и где я с греческими коллегами провела Первый Пушкинский праздник. Помню, я искала подход: как же сообщить о Пушкине самым простым людям на острове, для которых он никто. Совсем неизвестен. Эврика! Мне помог граф Иоанн Каподистрия, служивший министром иностранных дел России с 1816 по 1822 гг. В 1827 году он стал первым правителем свободной Греции.

На Родосе мой доклад в 2009 г. восприняли серьёзно. Наутро все - от лавочников до депутатов - обсуждали новость: главный поэт России прекрасно знал древнегреческую литературу и рвался в Грецию, когда начались революционные события. Пушкин-то – это потрясло греков особенно – служил в департаменте графа Иоанна Каподистрия. А что Пушкин был непосредственно знаком с Каподистрия, произвело на слушателей моего доклада оглушительное впечатление, будто в их большой греческой семье стало одним родственником больше, да каким! Первый поэт России и первый президент Греции, оказывается, были сотрудниками. Чудо! Наш первый и греческий первый – великолепная новость – знакомцы. И первая красавица России – жена первого поэта. И Пушкин исторический словно вселился в бронзового, только что подаренного острову. Все – первые. Восторг, овации.

Открываю сайт-репетитор по ЕГЭ. И конечно! В заголовочной части, где рубрики, вижу знакомые контуры: кудри, бакенбарды. То есть дизайнер сайта, желая подчеркнуть литературность ресурса, поставил образ, который у него ассоциируется прямо. Главное – все поймут.  Фрукт – яблоко. Часть лица – нос. Литература – Пушкин. Помните азы психологии? 

Литературный ресурс-репетитор с изображением Пушкина я сегодня листала утром. Радуюсь, что Пушкин не видит этого ресурса и вопросов типа "чем можно объяснить очевидную неприязнь Печорина к «водяному обществу?»  Или: "Как характер Катерины раскрывается в диалоге с Варварой?" 

Бедные дети всю жизнь будут думать, что в одном диалоге – даже если это аж сама Варвара – можно раскрыть характер. И что неверная жена и самоубийца достойна глубочайшего вопроса в ЕГЭ.

«Лучше уж образовательный апартеид», – написал мне сегодня знаменитый учитель русского языка и литературы, а моя просьба к нему была – уточнить, что нового и хорошего в ЕГЭ по литературе в текущем году. Уточнила, называется.

Перекопала свежие документы ЕГЭ по литературе. Там уйма прекрасных слов. Авторы заданий и критериев оценивания постарались обновить, улучшить, пр. Из письма учительницы: «Для человека творческого это часть "строевой подготовки". Видеокамеры, где-то и полиция... А оценивают без учета личности, способностей... Атмосфера ЕГЭ вообще ненормальна. Раньше детей на выпускном хоть кормили, притом были абсолютно доброжелательны... Дети видели знакомые сочувствующие лица…» Итог: «…но целью ЕГЭ должна быть дифференциация, а не уравнивание – а с новыми критериями все наоборот». У меня коллекция мнений в специальном файле. Тяжёлое чтение. Нет согласия в рядах.

Свежая газета: «6 июня 1799 года родился, пожалуй (!), самый известный и популярный поэт России — Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня предлагаем вам узнать, где он вырос, каким было его творчество на разных этапах жизни, а также, наконец (!), найти ответ на вопрос: почему Пушкин — «наше всё»». А что – был такой вопрос? А изысканные «пожалуй» и «наконец» в данном контексте мог написать, по-моему, только мученик ЕГЭ.

С праздником, соотечественники. В нём и жизнь, и слёзы, и любовь…

amp-next-page separator