Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Перед прочтением сжечь

Общество
Начало, основание и вершина духовной жизни в Православии – покаяние. Но именно на этом пути встречается множество препятствий. Совесть говорит не прав, согрешил, покайся. Однако в ответ звучит: боюсь и не знаю, как и что сказать на исповеди. Подобные страхи мучают многих. И тут, откуда не возьмись, человеку под руку попадаются списки грехов, которые «гуляют» по некоторым православным интернет-сайтам. Эти списки скромно именуются «шпаргалками для начинающих».

В виде отдельных брошюрок списки с перечислением грехов продаются и в церковных лавках. Из самых добрых побуждений их могут посоветовать друзья или люди, работающие в церкви за свечным ящиком. Как-то две дамы приехали в Оптину пустынь на богомолье. Вынули из сумочек брошюрки со списками грехов и давай по ним готовиться к исповеди. Сидят, строчат, переписывают на бумажку из «книжечек-шпаргалок» грехи. Тут одна у другой спрашивает: «а ты вот это себе записала?» «Ой, нет, не записала, дай-ка спишу».

Казалось бы, почему и такую «подготовку» к Таинству не считать допустимой, хотя бы для начала? Потому что она, выражаясь компьютерным языком, неправильно форматируют сознание верующих. От подобных списков больше вреда, чем пользы. Адекватная информация, подсказывающая, на что обратить внимание при подготовке к исповеди, там перемешана с чудовищными, бесстыдными вопросами, которые могут привести читающего в ступор и вместо помощи дезориентировать, вплоть до того, что человек вообще откажется идти на исповедь, если там надо «отчитываться» по рекомендации таких брошюр.

Согласно этим спискам, «торговаться при покупке», «страховать имущество» – грех, «рвать сирень на кладбище» – грех (а жасмин или рябину – можно?), «чертить крест на земле» – грех, женщине «при болезни показываться мужчине-врачу» – грех. Подобных «грехов» немало, не говоря о других, упоминать о которых – язык не поворачивается.

Подобные руководства стали появляться двести-триста лет тому назад, под католическим влиянием, которое характеризуются законническим юридическим подходом: подчинить, регламентировать поведение человека в каждый момент, каждую минуту жизни. Выстроить жёсткий список: это можно делать, это – нельзя. Сделать исповедь наподобие налоговой декларации: это есть, этого нет. Вдобавок к этим спискам приложены перечни «современных» грехов, причем они не учитывают ни возрастной особенности, ни социального статуса человека. Они универсальны.

Чтобы понять, насколько эти руководства формальны и выхолощены, достаточно сравнить их с тем, что написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в его сочинении «В помощь кающимся». Он пишет, что составил это сочинение «в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление». Святитель Игнатий перечисляет восемь основных страстей и производные от них, а также напоминает те добродетели, которые служат противоядиями против них.

В сочинении святителя тоже есть перечисление грехов, но стоит взглянуть, как там всё аккуратно, целомудренно построено: человек прочитал, посмотрел в себя и разобрался: есть в нем эта страсть? Слава Богу, это не проявляется. Или: да, этим заражён, она проявилась в том-то случае, и ещё вот тогда-то. А здесь она во мне, как моя хроническая болезнь. У святителя также перечислены противоположные ей добродетели. Хочешь излечиться от страсти – твори их. Даже через силу, через «не хочу». Лекарство от физических болезней тоже бывает горькое, однако мы принимаем его, хотя и морщимся. Так человек всмотрелся в себя, разобрался, в чём обличает его совесть и пошёл на исповедь.

У святителя Феофана Затворника есть книга «Грехи и страсти и борьба с ними». При недостатке времени не надо читать её от начала до конца. «Бойтесь прелести... – пишет святитель Феофан. – Но избегайте коренной прелести... Коренная прелесть есть думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом... Возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри, иначе он сгубит вас...» Даже небольшой абзац книги этого святителя как глоток чистой воды, освежает мысль, заставляет с неожиданной стороны рассмотреть себя, проанализировать свои поступки и увидеть в себе неправду.

Есть более близкая к нам по времени замечательная книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он простым языком рассказывает о том, как и в чём надо испытывать себя перед исповедью. Первоначально это были устные беседы с народом, где отец Иоанн называл заповеди и приводил примеры, в каких житейских ситуациях мы их можем нарушить. И человек, слушая беседу или читая книгу, узнает себя в этих ситуациях.

Вспомним ещё книгу «Возвращение» архимандрита Нектария (Антонопулоса), где автор раскрывает схему падения и восстания человека через покаяние на основе притчи о блудном сыне. Каждый из нас проходит путём блудного сына: от греха – к Богу. Автор понятно объясняет, что такое покаяние и что такое исповедь. Говорит о главном «камне преткновения» в нашем покаянном делании: когда желание исправиться есть, а решимости на это не хватает.

Вот она, та главная пружина: решимость исправиться! Ведь и блудный сын мог печалиться и сокрушаться о том положении, в которое он впал, и... оставаться на том же месте, в компании свиней. Но он решился деятельно переменить свою жизнь: встану, пойду к Отцу. Пусть будет стыдно, больно моей душе, но покаюсь Ему во всём. Только бы больше не отлучаться от Него.

Это та ситуация, о которой сказал Господь: кто сбережёт свою душу, тот потеряет ее, «а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9, 24). Страсти вросли в душу, пустили глубокие корни, и чтобы вырезать их, неминуемо придётся резать по живому, «терять» свою душу в том виде, в каком она существует ныне, ради возрождения её к жизни по Евангельским заповедям.

Книги этих духовно опытных лиц стоит читать даже если человек постоянно ходит в храм и рекомендовать вопрошающим нас о вопросах исповеди и покаяния. А о формальных списках, в которых количество грехов исчисляется сотнями и с разными оттенками, где серьёзные вещи соседствуют с невообразимой духовной глупостью, можно сказать только одно: перед прочтением сжечь. Потому что исповедь – это не отчет в налоговую инспекцию и не допрос с пристрастием: где, когда и с кем совершил тот или иной грех, а осознание грешником своих грехов и раскаяние в них. Богу нужно не перечисление совершенных грехов, а очищенное от грехов сердце человека.

amp-next-page separator