Операция «Зачистка»
Идея брать с импортных отправлений 15 процентов вне зависимости от стоимости этих самых отправлений (да еще и отменить при этом беспошлинный порог) очень понравилась Федеральной таможенной службе, которая назвала такой вариант «наиболее эффективным». При этом в ФТС отметили, что, поскольку товары, приобретаемые в иностранных интернет-магазинах, находятся в коммерческом обороте, они не должны относиться к товарам для личного пользования.
Так себе аргумент, конечно. Потому как львиная доля посетителей таких сайтов делает там покупки исключительно для этого самого личного пользования — то есть «для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», если уж вдаваться в юридическую казуистику.
Впрочем, авторство пассажа про коммерческий оборот принадлежит вовсе не стражам торговых границ, а Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая в конце апреля и озвучила это 15-процентное предложение. И опять как-то мимо логики: с одной стороны, заявила, что сбор иностранные интернет-площадки могут включать в стоимость товара для российских покупателей, а с другой, — что «рисков повышения цен в случае реализации инициативы не видит». То есть в АКИТ, видимо, свято верят в то, что иностранные торговцы благородно возьмут все издержки на себя.
Ответственной за 15-процентный сбор там предлагают сделать «Почту России», причем поступать в бюджет он будет авансом по мере отгрузки товаров. Учитывая, с какой пугающей стабильностью и в каких масштабах «Почта России» теряет отправления (один февральский инцидент с «кладбищем» вскрытых посылок чего стоит), можно себе представить, сколько «веселых» минут добавит инициатива к досугу россиян. Ведь деньги, автоматом поступившие в бюджет, придется вызволять обратно.
Ну и последнее, что возмущает больше всего. Инициатива (как всегда у АКИТ) расцвечивалась великодержавным пафосом о поддержке отечественной экономики. Вот только более реальной видится поддержка себя любимых. Ведь в ассоциацию входят такие монструозные ретейлеры, как «М.Видео», «Озон», «Детский мир», «Связной», «Спортмастер», «Otto» и тому подобные магазины, известные своими далеко не дружественными ценниками (хотя многие из них закупаются все в том же дешевом Китае, против которого не устают «дружить»). Напомним, что это далеко не первая инициатива АКИТ, направленная на расчистку рынка от более дешевых конкурентов. Вскрытие посылок для выявления контрафакта, снижение порога беспошлинного ввоза (в идеале — его полное обнуление), обязательная регистрация смартфонов по IMEI — вот лишь неполный перечень законотворческих предложений, сгенерированных неуемной АКИТ.
А что с инициативами по развитию интернет-торговли в РФ? Ведь именно она и должна занимать контору, столь озабоченную судьбами родины. Википедия знает лишь три прецедента: откровенно сплагиаченные «Черная пятница» и «Киберпонедельник» да мертворожденный агрегатор распродаж Onedaysale. Как-то уж очень вяло для организации, то и дело закидывающей властные верхушки глобальными предложениями по преобразованию экономики.
А ведь на деле-то все обстоит проще некуда. Хочешь, чтобы покупали у тебя, а не у «Али» с «Амазоном»? Стань лучше, эффективнее и креативнее. Сделай так, чтобы люди захотели тебя, а не безызвестного китайского продавца, от которого еще и не факт, что чего-то получишь. По крайней мере, это честнее, чем в очередной раз посягать на кошелек покупателей и зачищать чужими руками рынок от конкурентов.