Порядочности надо учить, а взяточничество — лечить
Психотерапевт из Казани Рамиль Гарифуллин убежден, что непреодолимое желание чиновников втихую собирать конверты с деньгами или получать мзду в каком-то другом материальном выражении есть не что иное, как заболевание. А раз так, то его можно и нужно лечить.
По теории доктора существует четыре вида взяткомании.
Первая — самая низкая. Чиновник редко злоупотребляет своим служебным положением и даже не помнит, что такое в его жизни случалось. На второй стадии уже просматривается некоторая периодичность и появляется вкус к незапланированному доходу. На третьей фазе возникает серьезная зависимость от наличия или отсутствия процесса, доставляющего истинное удовольствие службисту. Ну а четвертая степень, можно догадаться, звучит как приговор. Перед вами конченый взяткоман.
Методы лечения таких больных доктор предлагает те же, что применяются к наркозависимым и алкоголикам: гипноз и психоанализ. Доктор утверждает, что уже опробовал свое ноу-хау на некоторых нечистых на руку слугах народа и они практически излечились от пагубного пристрастия.
Я где-то прочитала, что свою стратегию борьбы с коррупцией доктор отослал в правительство России. Кто знает, может быть, там и примут решение направлять замеченных в коррупции чиновников на принудительное лечение к казанскому доктору. А может, как раз наоборот. Хитрые мздоимцы начнут «косить» под больных, нуждающихся в серьезной медицинской помощи, и это будет для них легальным поводом уйти от ответственности.
Так что нужно еще подумать, стоит ли пропагандировать методику Гарифуллина, хотя я готова согласиться с ним в том, что взяточничество — это в какой-то степени расстройство психики.