Видеть горы детской обуви — страшно

Общество
Освенцим — это самая трагическая страница в истории всего человечества. Уничтожение людей там было поставлено на поток. Но есть фабрики, которые производят продукты, шьют одежду, а эти фабрики производили смерть. Самой большой из них был Освенцим. Уничтоженных там людей даже нельзя было назвать узниками — они не успевали ими стать. Там был конвейер. Прямо к лагерю смерти приходил поезд, туда вели железнодорожные пути. Это место лишь называлось лагерем, по сути его не было.

Там был перрон, на который люди выходили из поезда, проходила сортировка — отбиралось несколько человек для работы. Их оставляли. Остальных раздевали, загоняли в газовые камеры, умерщвляли (этот процесс занимал около 20 минут). Затем трупы перетаскивали в крематорий, сжигали, пепел вывозили.

Несколько лет назад мы начали печатать серию книг «Свитки из пепла». В первую из них вошли записки Залмана Градовского, который находился в бригаде, перетаскивавшей трупы из газовых камер в крематорий. Он делал записи о том, сколько людей прибыло в лагерь, фиксировал пережитые им страшные моменты. Материалы опубликованы на русском языке. Сам автор этих ценных данных погиб во время восстания в Освенциме, когда был разрушен крематорий (7 октября 1944 года. — «ВМ»). Конвейер прервался, людей продолжали сжигать просто на решетках в ямах, но «производительность» снизилась.

Самое страшное — видеть горы обуви, десятки тысяч очков, упакованные волосы, это все есть в музеях. Лично я не люблю эти музеи, не смотрю фильмы на эту тему. Мне много приходится заниматься этой темой, и я стараюсь лишний раз не смотреть на эти ужасы.

Мне сложно предполагать, что за люди из числа немецких нацистов подбирались для работы в лагерях смерти, я не психолог и не психиатр. С сознанием такого человека происходила какая-то мутация. Думаю, что исследования в этой области пока не пролили свет на то, что же происходит в голове у человека, поставившего на поток уничтожение себе подобных. Парадоксально, но многие из них считали себя верующими.

Да, 27 января 1945 года, лагерь был освобожден. Конечно, сейчас трудно кого-то осуждать, но подъездные пути к лагерю не бомбились. Союзники, боровшиеся с нацизмом, бомбили разные города. Англичане, например, полностью уничтожили Дрезден. Но почему-то подъездные пути к Аушвицу не пострадали, никто не мешал нацистам организованно уничтожать тысячи людей. Однако нужно пояснить, что почти половина евреев были уничтожены во рвах и болотах. Самые известные места массовых убийств на территории бывшего СССР — это Змиевская балка в Ростовской области и Бабий Яр под Киевом.

Почти половина из 6 миллионов жертв холокоста на момент убийства были советскими гражданами.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator