Достойные условия жизни и смерти
Алексей Григорьевич был другом моего отца, и я знал их семью с детства. Доктор, замглавврача крупной поликлиники, успешный профессионал. В 65 — болезнь Альцгеймера. Сначала Алексей Григорьевич перестал узнавать друзей. Потом родственников. Даже близких. Он ходил по дому голый, он мочился и испражнялся вообще везде. Он стал бояться воды, и помыть его было невозможно. Представляете, какой в квартире стоял запах? Он стал страдать булемией и съедал вообще все (!), что было в доме.
Его жена, святая женщина, ухаживала за ним несколько лет. Время от времени она ходила с синяками, потому что любимый муж, интеллигент, никогда даже матом не ругавшийся, мог ей со всей силы врезать, абсолютно не понимая, что он делает. Внуки в доме бывать перестали — они боялись безумного дедушку…
Эту жуткую историю я пересказываю пунктирно, без самых патологических подробностей. Однажды жена, превратившаяся за несколько лет из бодрой женщины в старуху, не выдержала и отдала больного в частный приют — в государственную психбольницу даже бывшего врача не брали: не было мест, да и шансов на выздоровление. В приюте Алексей Григорьевич вел себя не лучше, но по крайней мере был под присмотром профессионалов. Супруга его навещала, мучаясь совестью — может, не стоило отдавать? Но жить в таком режиме она уже не могла: не было ни физических, ни моральных сил. А потом Алексей Григорьевич умер. Отмучился человек. И это было лучше для всех.
Таких историй — десятки тысяч.
Я знал девушек, едва начавших карьеру, которые были вынуждены уволиться, чтобы несколько лет (!) ухаживать за парализованной после инсульта прабабушкой. Причем бабуля их даже не узнавала. Ей, в общем-то, было все равно, кто меняет ей памперсы и обмывает прямо в постели. А молодые, только начавшие жить люди не просто теряли годы жизни. Нет, они, по сути, жили в аду. Привязанные к своим старикам. Юность, лучшее время, была посвящена стирке перепачканных дерьмом простыней. Вы скажете, это был их долг, это гуманно, ведь мы же люди.
Я не буду спорить. Я пожелаю вам одного — никогда не оказаться в подобной ситуации. Потому что если вы в ней окажетесь, ваше мнение насчет родственников и богаделен может сильно измениться. И вы поймете, что наш долг — обеспечить старому и (или) больному родственнику достойные условия жизни. И смерти. Не нужно забывать его в приюте, как старые ботинки на дачном чердаке. Разумеется, человека нужно часто навещать и морально поддерживать. Нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы он не почувствовал себя брошенным. Но ежедневный уход за ним, наверное, все-таки дело профессионалов.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Своих не бросаем
Обозреватель «Вечерней Москвы» Геннадий Окорков
Глава Сбербанка Герман Греф предложил отправлять пенсионеров в дома престарелых. Такая практика широко распространена в западных странах. Еще в начале 90-х годов прошлого века фильмы, крутившиеся на видеомагнитофонах, показывали реальность дальнего зарубежья: дети раз в неделю приезжают навестить стариков в богоугодном заведении. Или, наоборот, долго уговаривают дряхлых родителей для их же пользы отправиться в какое-то хорошее место (далее...)