Не смейте порочить учителей

Общество

В одной социальной сети День учителя отмечают рассказами о своей первой учительнице или учителе. Пост писателя Дмитрия Липскерова о преподавательнице-садистке, избивавшей его и других мальчиков в девичьих туалетах и рисующей на лбу ребят, игравших в войну за фашистов, свастику, привлек внимание многих пользователей.

Некоторые просто писали «не верю», другие же вспоминали своих жестоких учителей.

Кадр из фильма «Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий, 1967 год / Фотохроника ТАСС

Поскольку речь идет об одном из самых известных писателей современности и я читала его книги, брала интервью, то в качестве противоположного примера приведу рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», изданный в том же году, в котором Липскеров терпел унижения и побои от первой учительницы. Валентин Распутин, у которого мне тоже посчастливилось брать интервью, признался в том, что «этот рассказ не придуман», что все, происходившее с главным героем — 11-летним мальчиком, было с ним самим. А написал он об этом одной целью:

— Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время учителя сделали для меня.

«Уроки французского» автор посвятил матери своего земляка, коллеги (в одно время печатались в одних изданиях) Александра Вампилова Анастасии Прокофьевне Копыловой. Она не была учительницей Валентина Распутина, но была такой же доброй, отзывчивой и мужественной, как учительница французского в его рассказе — Лидия Михайловна. В 1973 году погиб Александр Вампилов, и Валентин Распутин свой рассказ посвятил его матери, которая учила детей.

Почему писатели-классики с благодарностью вспоминали и описывали своих первых учителей, а современные властители дум помнят и распространяют негатив? Ответ на поверхности: сегодня писатели, драматурги, режиссеры, сценаристы везде выискивают жесть, треш, чтобы создать нечто такое убойное, чего до них не было, и тем самым поразить аудиторию. В наше время с добрыми историями о хороших людях без разоблачений и сенсаций не достучишься ни до издателей, ни до продюсеров.

Авторы сидят и мучительно копаются в своем прошлом, выискивая там кошмары. Представляете, если снять фильм о мальчике Диме Липскерове, которого в туалете для девочек избивает первая учительница? Интересно? Еще бы! А как эта же учительница ловит после игры в войнушку Диму Липскерова скручивает ему руки и, в зависимости от того, на чьей стороне он сражался, ставит звезду или фашистский крест? Так можно и до «Оскара» дойти. Произведения Распутина сегодня не экранизируются. По ним сняты выдающиеся фильмы, один из которых — «Прощание» Ларисы Шепитько и Элема Климова, но все это в прошлом. Как в прошлом и великие картины о добрых, мудрых учителях — «Доживем до понедельника», «Первый учитель», «Уроки французского» и многие другие. 

Наши дети смотрят картины типа сериала «Школа», в которых не учителя, а монстры, и в их сердцах ничего хорошего не остается.

Моя первая учительница, Зинаида Константиновна Москалева, за все три года начальной школы не повысила голоса, никого не обидела. Она была строгой, но справедливой, и очень любящая свою профессию. Благодаря первой учительнице я полюбила читать, писать. Мой сын учился в той же школе, и он с благодарностью вспоминает свою первую учительницу Аллу Ивановну Соколову. Даже если у кого-то были недобрые учителя, нужно просто их отпустить из своей памяти и не возвращаться. Ибо, как сказал «герой нашего времени», зло порождает зло.

amp-next-page separator