Решай проблемы с Богом
Давайте для начала зададимся вопросом, а что такое порча. Человек считает порчей то, что кто-то своими действиями сверхъестественного порядка навредил ему, с помощью демонических сил, колдовских манипуляций навел на него беду, скорбь, болезнь. И теперь он мучается и не может избавиться от причиненного вреда.
Но если мы христиане, то верим в промысел Божий. Учение о Божием промысле говорит: все, что с нами происходит, зависит исключительно от Бога. Те события, которые нам не нравятся, неприятны, могут быть попущены Богом для какой-то педагогической цели. Если мы говорим о том, что какие-то люди пытаются нам навредить, «навести порчу», здесь тоже вопрос состоит в том, что Господь может это попустить или не попустить.
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1). Человек может задумать любое зло и попытаться его реализовать, но, если Богу неугодно, Он не допустит, чтобы намерения злоумышляющего удались. А если Господь допустит, значит, тому, кто это зло претерпевает, для чего-то это надо. И возникшую проблему — причиненную скорбь, болезнь, уныние и подобное — надо решать с Богом, а не с тем человеком, который навредил.
Надо всегда помнить, что сила бесов, к которым обращаются колдуны, ничтожна по сравнению с Божией силой. Обращаясь к дьяволу в Таинстве крещения, мы говорим ему: «Познай свою суетную силу, которая не имеет власти даже над свиньями». Это отсылка к евангельскому эпизоду, когда Господь выгнал бесов из человека и они просили у Христа разрешения войти в свиней.
Самовольно, без позволения Бога, бесы даже в свиней не могли войти и навредить им, не говоря уже о возможности произвольно вредить венцу творения — человеку. Тем более если мы говорим о христианах, которые соединены с Богом через Таинства, через Церковь. Или, по крайней мере, должны быть таком в единстве. Искать же проблемы в других людях, в том, что какой-то наш недоброжелатель обратился к колдуну, а колдун навел порчу, без попустительства на то Бога, совершенно нехристианский подход. Все усилия колдунов, «бабок», экстрасенсов и так далее не самодостаточны: без воли Божией ничего не произойдет с человеком. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что Господь допускает нам болезни и неприятные случаи «к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее». И здесь совершенно не важно, через колдуна пришла скорбь или каким-то иным образом. В обоих случаях источником ее является враг человека — дьявол.
С христианской точки зрения такого понятия, как «порча», вообще не существует. Это языческое понятие. Христианство не отрицает, что существуют люди, которые пытаются колдовать, заниматься ворожбой, обращаться к бесовским силам с просьбами, с требованиями, совершают для этого некие обряды, чтобы, связавшись с бесами, достичь своей цели. Церковь категорически, под страхом отлучения, запрещает заниматься подобными практиками и обращаться к этим людям.
Нельзя сказать, что, если колдун приложит все свои усилия, он непременно достигнет результата. Господь может и посмеяться над ним. Поэтому, если человек думает, что кто-то ему плохое сделал или желает зла, или у человека действительно в жизни какие-то проблемы, в первую очередь надо посмотреть на свои отношения с Богом, на свои грехи. Подумать, близки ли мы с Богом, ходим ли мы вообще в церковь, молимся ли, причащаемся, исповедуемся ли. То есть свои проблемы надо решать только в ключе отношений с Богом, а никак не с другими людьми.
И не стоит сбрасывать с себя ответственность, перенося ее на других. Это происходит, когда человек говорит: я-то по мере сил все делаю — и в церковь хожу, и исповедуюсь, причащаюсь, и милостыню подаю, и многое другое стараюсь исполнять. А вот моя соседка, завистница, сходила к бабке-колдунье, та что-то там пошептала и навела на меня то или другое, так что я теперь страдаю и не знаю, как от этого избавиться. Как же Господь попускает существовать всем этим «бабкам», «целителям» и «колдунам в пятом поколении»? Если бы Он устроил так, что раз за разом у них ничего не получалось, тогда никто не стал бы к ним обращаться, видя их немощь. А раз они так распространены, значит, какой-то продукт они производят?
Здесь надо различать, говорим мы о христианах или о нехристианах. Если говорим о нехристианском мире, который «лежит во зле» и в котором бесы царствуют и властвуют, там это все действует гораздо сильнее. Ведь если человек не впускает в свою жизнь Бога, то в его жизнь входят другие сущности, и они там правят свой бал. Но поскольку мы говорим о христианах, то еще раз повторим: свои проблемы христианин должен решать с Богом.
Представьте, что эта завистливая соседка вредит нам не через какие-то колдовские штучки, а совершенно прозаическим, земным способом. К примеру, царапает машину ножом или высыпает мусор под нашей дверью. Если в нашей власти пресечь это законным путем, к примеру, поговорить, разобраться, обратиться в полицию, мы воспользуемся этими способами. Но если в ответ мы сделаем ей какую-то пакость, то это не по-христиански. Ветхозаветный закон требует равного наказания: «око за око и зуб за зуб». Но мы, люди Нового Завета, пойти и высыпать ей под дверь свой мусор (то, что было бы дозволительно ветхозаветному человеку), не можем. Если же нет никакой возможности законным образом изменить ситуацию, не нарушая евангельские заповеди, надо терпеть ее выходки, считая, что раз Господь попустил мне это «жало в плоть», значит, это мне зачем-то нужно. Обращаться к альтернативному колдуну, даже «светлому», «белому», использующему в своих манипуляциях церковные молитвы, — это нарушение заповеди.
Апостол Павел вообще говорит, что мы должны прощать таких людей — и колдунов, и тех, кто обращается к ним, чтобы нам навредить. Тем самым мы собираем горящие уголья им на голову, если только они не покаются. Господь сам все воздаст им за нас, если мы все предадим в руки Божии. Потому что мы должны желать человеку не то, чтобы он пострадал, и не то, чтобы мы ему отомстили, а то, чтобы человек каким-то образом раскаялся и пришел к Богу. Если мы будем мстить, вряд ли он придет к Богу, а если увидит с нашей стороны любовь и великодушие, возможно, в его душе что-то и шевельнется.
Итак, если мы говорим о материальном вреде, у нас есть телефон полиции. Если речь идет о духовном вреде, мы обращаемся к Самому Богу. Надо просить Христа, чтобы Он помог, защитил, избавил от этих напастей. Но если Господь дает претерпеть эти скорби, это значит, что пришел час испытания. Крепки ли мы в своем уповании на Бога, готовы ли воспринять то, что Христос считает нужным нам попустить, чтобы укрепить наше терпение, наше желание быть с Богом всегда, во всех обстоятельствах жизни?