Трагедия в Шереметьеве: вопросы, которые пока остаются без ответов
Начнем с «Суперджета». Вы знаете, как его называют в аэропортах? «Супержесть». Почему? А потому что постоянно ломается. Средний налет этих бортов — 3,5 часа в день. Для сравнения, по данным ГосНИИ гражданской авиации, хороший показатель — 9–11 часов в сутки.
При этом, не будем забывать, зарубежные компании самолет не очень-то закупают. Вчера от закупки еще 10 «Суперджетов» отказалась наша авиакомпания «Ямал». Причина — слишком дорого обходится поддержание летной годности. В 2017 году от самолетов «Сухой Суперджет-100» отказалось даже Министерство обороны России! Нет, я не утверждаю, что трагедия произошла из-за техники. Этого пока никто не знает. Но как получилось, что молния вывела из строя всю авионику? Да, сотни самолетов ежедневно попадают в грозу и в них каждый день лупят молнии, но это уже давно не приводит ни к жертвам, ни к отказу оборудования.
Второй вопрос: как получилось, что пассажиры начали хватать ручную кладь? Почему в случае экстремальной посадки полки над креслами просто не блокируются? Ведь очевидно же, что люди есть люди. У кого-то в сумке над головой документы, у кого-то может быть приличная сумма наличных, и кто-то, не понимая смертельной опасности, готов потратить пару секунд на то, чтобы схватить эту злополучную сумку. А в результате гибнет или губит других.
Одна из причин такой ситуации — в работе наших аэропортов. Есть сотни роликов, как грузчики небрежно швыряют чемоданы. Есть немало случаев, когда багаж теряется. Вот пассажиры и вынуждены брать все самое ценное на борт. А потом на себе выносить, рискуя своей и чужой жизнью. Так, может, пора с этим что-то делать?
Вопрос третий: почему нас рассаживают в самолетах так, как хочется авиакомпании? Летит, допустим, семья: родители и двое детей. Их могут разбросать по салону как придется. В результате любого ЧП на борту моментально возникает давка — все бросаются к близким, что усиливает панику и уменьшает шансы выжить. Так, может быть, пора эту практику прекратить?