Местоблюститель-священномученик
Священномученик Петр, в миру Пётр Фёдорович Полянский, родился в 1862 году в традиционной священнической семье. Пойдя по стопам отца, он получил духовное образование в духовной семинарии, в 1892 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Продолжив научно-богословскую деятельность, спустя пять лет Пётр Фёдорович защитил магистерскую диссертацию. В эти годы в его жизни произошло событие, повлиявшее на всю его жизнь. Будучи смотрителем Жировицкого духовного училища, он познакомился с архимандритом Яблочинского монастыря Тихоном (Беллавиным), будущим патриархом Всероссийским.
В 1906 году будущий митрополит был назначен в санкт-петербургский Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Исполняя обязанности ревизора духовных учебных заведений, он объездил едва ли не всю Россию, проведя ревизию многих духовных семинарий и училищ. Плодотворная деятельность духовного ревизора была прервана революционными событиями 1917 года. В 1918 году Учебный Комитет был закрыт, Пётр Фёдорович переехал в Москву. Здесь ему предстояла работа в секретариате Поместного Собора Русской Церкви. На новом посту возобновилось его знакомство с бывшим Яблочинским архимандритом, на тот момент новоизбранным Всероссийским патриархом Тихоном. Их близкие отношения возобновились в годы кровавых гонений безбожников. В год окончания братоубийственной гражданской войны Патриарх предложил Петру Фёдоровичу монашество и епископский сан. Это предложение прозвучало в дни, когда уже были замучены многие сотни священнослужителей. Своё согласие Священномученик дал со словами: "Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, - я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор" – это был путь мучений, подобных страданиям первомучеников. В этом же году он был хиротонисан (рукоположен) Патриархом во епископа Подольского, вступив таким образом на «Русскую Голгофу». Вскоре после хиротонии он подвергся первому аресту и ссылке в Великий Устюг. После окончания срока ссылки его вернули в столицу, где он стал ближайшим помощником святителя Тихона. В 1924 году владыка Петр был назначен на Крутицкую кафедру с возведением в сан митрополита и включением в состав Временного Патриаршего Синода.
Спустя год после этих событий патриарх Тихон подписал завещание о преемстве патриаршей власти в условиях, когда невозможно было бы созвать Поместный Собор. Согласно этому документу, владыка Петр был третьим кандидатом на пост Местоблюстителя Патриаршего престола в случае невозможности созыва избирательного Поместного Собора. После кончины Первосвятителя Митрополит был избран собором русских епископов местоблюстителем Патриаршего престола. Несмотря на высокий авторитет избиравших первого Местоблюстителя были и те, кто говорили, что он достиг местоблюстительства путем сближения с Патриархом, дескать как мог недавно посвященный во епископа стать местоблюстителем да ещё с позиции последнего кандидата? Однако Промысел Божий состоял в возложении столь тяжёлой ноши именно на митрополита Петра, которому суждено было быть местоблюстителем семь месяцев, до декабря 1925 года.
Основной задачей Местоблюстителя стала борьба с обновленческим расколом. Сопротивление сторонников последнего было настолько велико, что в газетах и журналах была развязана кампания травли митрополита Петра. Звучали обвинения в его тайных связях с церковной и политической эмиграцией, в контрреволюционных настроениях и антиправительственной деятельности. Эта «возня» была спровоцирована репрессивными органами. Предвидя заключение и даже кончину, митрополит Петр писал в те дни: "Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый ... Ответственность своего долга глубоко сознаю … грозен, опасен дух лести, ведущий борьбу с Церковью и работающий над ее разрушением под видом заботы ...". Вскоре, в декабре 1925 года, его очередной раз арестовали. После почти годового заключения в ноябре 1926 года приговорили к новому сроку. Однако через 2 месяца после прибытия на место ссылки его выслали за Полярный круг. Гонители на этом не успокоились: 17 августа 1930 года он вновь был арестован, вернуться из этого заключения ему было не суждено. 10 октября 1937 года его расстреляли.
Святитель был канонизован в лике священномучеников в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей, а в 1997 – Русской Православной Церковью. Его церковная память кроме сегодняшней даты совершается в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Московских святителей и Воронежских святых.