Как из правящей партии сделать посмешище. Пример Терезы Мэй

В мире
Британский премьер-министр Тереза Мэй подала в отставку c поста лидера партии консерваторов, а также главы правительства.

Прощальная речь была короткой и эмоциональной. Она расплакалась. Совсем не «железной леди» оказалась. Впрочем, все ее трехлетнее правление было сплошной чередой ошибок, политических просчетов и провалов. Кто может прийти на смену и как это скажется на политике Великобритании?

Тереза Мэй уйдет не завтра, но дождется избрания преемника, что займет, возможно, несколько недель. Она еще успеет принять в роли врио премьера американского президента Дональда Трампа, который посетит Великобританию с государственным визитом в июне, а с поста лидера партии консерваторов она уйдет в начале июня.

Еще недавно Тереза Мэй уверяла, что считает своим долгом довести до конца мучительную историю с выходом Великобритании из Евросоюза и тем самым выполнить волю избирателей, которые в июне 2016 года незначительным большинством (52 процента) проголосовали за этот шаг. Однако то, как она вела переговоры об условиях выхода, то, как пыталась строить работу кабинета министров, а также протащить соглашение о выходе из ЕС через парламент, в последние недели взбесило уже даже самых последовательных сторонников Консервативной партии. И министров ее же правительства. Своими бесконечными ошибками и политическими просчетами, а также тем, что окончательно запутала уже, кажется, всех британцев бесконечными вариантами соглашения о выходе, она превратила солидную партию консерваторов в настоящее посмешище, а переговоры об условиях Брексита — в дурное политическое шоу. Вся Европа открыто смеялась над Соединенным Королевством.

Дошло до того, что предельный срок выхода Великобритании из Евросоюза европейские бюрократы откладывали несколько раз. И теперь он значится как конец текущего года. Но эта отсрочка была обусловлена участием Великобритании в выборах в Европарламент, которые как раз проходят в это время. Для тех британских избирателей, кто три года назад голосовал за разрыв с Евросоюзом, это выглядит как настоящее издевательство. Поэтому с высокой вероятностью раздраженные обыватели с большим треском провалят консерваторов на этих выборах. Терезе Мэй пригрозили вотумом недоверия ее же соратники по партии, так что решение об отставке во многом было вынужденным.

Тереза Мэй дала ход процедуре Brexit / Фото: Скриншот с видео

С самого начала история с референдумом по выходу страны из Евросоюза, которую затеял предыдущий премьер Дэвид Кэмерон, очень походила на авантюру. Кэмерон был сторонником того, чтобы страна осталась в ЕС, но, тем не менее, пошел на организацию референдума, к чему его, собственно, ничто не обязывало. Он сделал это ровно для того, чтобы одержать эффектную победу, в которой был абсолютно уверен. И практически все социологи предсказывали сторонникам сохранения членства в ЕС триумф до самых последних дней. Не нашлось практически никого, кто смог бы предсказать итоговый результат. Голосами в основном жителей сельских районов и небольших городов «старая добрая Англия» проявила свой строптивый норов, показав, что больше не хочет иметь дело с европейскими бюрократами, которые якобы разрушают британский образ жизни и экономику.

Кэмерон вынужден был подать в отставку на следующий же день после объявления результатов референдума, хотя Мэй, которая была министром внутренних дел в его правительстве, пыталась было возглавить внутрипартийное движение за то, чтобы он остался. Но тот благоразумно решил уйти, предоставив возможность женщине, не обладающей, кажется, никакой политической харизмой, разгребать ту грязь, которую оставил после себя.

Через некоторое время после оглашения результатов референдума возникла идея подключить парламент для обсуждения условий выхода из ЕС. Это вместо того, чтобы просто подчиниться воле народа и покинуть ЕС, если он уж так ненавистен, а затем уже налаживать взаимоотношения с ним с чистого листа. Но нет. Не так прост британский политический класс. Вопрос решили замотать в бесконечных согласованиях и обсуждениях, результатом которых на сегодня вполне вырисовывается перспектива организации второго референдума, который с высокой степенью вероятности отменит итоги первого.

Перечислять все спорные моменты и разногласия переговоров с ЕС не имеет смысла: в них запутались даже сами британцы. Мэй долгое время вообще скрывала условия сделки, потом она никак не могла ее «продать» ни собственной партии, ни парламенту, ни народу, ни ЕС. Это была с точки зрения политического менеджмента постоянная вялотекущая катастрофа. И именно это сделало премьерство Мэй полной противоположностью правлению Маргарет Тэтчер, дурной пародией на «железную леди». В 2017 году, не сделав ровным счетом ничего для выполнения воли референдума, Мэй вдруг объявила внеочередные парламентские выборы, надеясь увеличить на них консервативное большинство в парламенте для того, чтобы протащить выгодный консерваторам вариант соглашения о выходе из ЕС. Этот шаг стал очередным грубым просчетом, поскольку консерваторы с трудом удержали большинство.

После этого Тереза Мэй несколько раз выносила на суд парламента разные варианты Брексита. И всякий раз они проваливались, в том числе с разгромным для Мэй счетом, когда против нее голосовали члены ее же партии. Недавняя попытка найти компромисс с лейбористами тоже не увенчалась успехом.

Период правления Терезы Мэй был отмечен, пожалуй, наиболее скверными отношениями между Великобританией и Россией за все время после распада СССР. Даже после отравления бывшего сотрудника ФСБ Литвиненко чаем с полонием они не были так отвратительны, как после инцидента в Солсбери с отравлением Скрипалей. С самого начала создавалось впечатление, что история раздувалась максимальным образом в том числе для того, чтобы отвлечь внимание общественности от неудач в переговорах по Брекситу. Именно Лондон тогда инспирировал высылку российских дипломатов по всей Европе, что, разумеется, не могло не вызвать ответных мер со стороны России. И даже США Терезе Мэй удалось подбить на то, чтобы усугубить дипломатические и консульские войны с Москвой, которые уже к тому времени и так довольно далеко зашли. На сегодня практически все контакты по официальным каналам между Москвой и Лондоном свернуты. Так что при любом преемнике этой весьма неприятной политической особы хуже российско-британские отношения уже вряд ли станут.

Каким образом консерваторы определятся с преемником Терезы Мэй? Процедура внутрипартийных выборов может продлиться несколько недель. На сегодня фаворитом этой гонки считается бывший глава МИД Борис Джонсон, ярый сторонник выхода страны из ЕС и давний критик уходящего премьер-министра. Однако и других претендентов немало, их может набраться больше дюжины. И в результате не исключено, что будет выбран некий компромиссный вариант. Особенно если правящая партия решит, что дело Брексита окончательно зашло в тупик и надо из этого тупика выбираться через новый референдум.

Формально претендовать на пост лидера партии может любой ее член. Затем заявки сводят в общий список, который утрясают члены парламентской фракции. Они же путем рейтингового голосования определят двух лидеров гонки. Для этого может потребоваться не один тур. И уже после этого примерно 120 тысяч активистов партии проголосуют прямым голосованием за того, кто станет в результате лидером партии и автоматически премьер-министром.

Ему предстоят не только новые изнурительные переговоры с Евросоюзом и согласование условий Брексита (а возможно, подготовка нового референдума), но и трудная работа выправления имиджа Консервативной партии, которая под бездарным руководством Терезы Мэй превратилась в настоящее политическое посмешище.

amp-next-page separator