Зимобор и поэзия
У Всемирного дня поэзии в текущем году двойной юбилей: первый раз инициативу выдвинули в 1938 году в американском штате Огайо. Второй раз в 1998 году, когда исполком Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО рассмотрел вопрос о праздновании Всемирного дня и рекомендовал проводить его в разных странах. В Париже, Брюсселе и других столицах первый День поэзии прошел 21 марта 1999 года, в Москве – в Государственном литературном музее на Петровке. На мой вкус, мир так пропитался прагматикой, что пора выдвинуть инициативу о ежедневном празднике поэзии. В крайнем случае – еженедельном. Сближает! Так и хочется что-то сочинить к 21 марта.
Москва, как положено русскому городу, в любые времена покрыта плотным стихотворным слоем. Наши люди пишут непрерывно, а сейчас число читателей сравнялось с числом писателей и стремится его обогнать. Это я как редактор-составитель книжной серии «Поэты настоящего времени» точно знаю. О чем только не пишут современные поэты! Меньше всего о… любви. А больше, мощнее, чаще, глубже – о приключениях своего тонкого, сложного и недоступно умного «я» в этом яростном мире. Пупковая поэзия. То есть на тему «я – пуп земли». Но у поэтов есть на то основания. Им действительно очень трудно жить, особенно если они изъясняются регулярным стихом, классической нашей силлабо-тоникой. Тем, кто ломает каноны, пишет без ритма, без рифмы и даже без смысла – тем легче. Они проходят как «современное искусство». Но в целом недовольны все до единого: и условные классики, и условные современники.
Отсюда начинается мой тост за Всемирный день поэзии. Внимание. Давайте поднимем бокалы за мечту, а именно а) чтобы издатели всех мастей перестали рассматривать поэтов в качестве дойных коров, особливо под предлогом, что «поэзию, знаете ли, никто не читает, поэтому с вас, уважаемый, сто тысяч как минимум»; б) чтобы поэты перестали пыжиться, стремясь понравиться сложностью, и научились говорить своим голосом (самое трудное дело), в) чтобы миллионная (это не преувеличение) армия стихотворцев-любителей, прежде чем взяться за перо, открывала бы справочники по основам стихосложения; тут есть базовые книги «Поэтический словарь» Квятковского и «Книга о русской рифме» Самойлова; да, понимаю, раритеты, найти трудно, но надо, надо, господа поэты, я знаю что говорю, поскольку частенько бываю в жюри конкурсов и даже председательствую.
Поднимем бокалы за осведомленность начинающих поэтов, я уж не говорю за образованность. Мало, мало знает наш начинающий. Не каждую строчку классики может подхватить наизусть. А вдруг девушка хорошая попадется! Представляете, как в старых советских фильмах: идете вы с нею весной нашего 2018 года по ночному Твербулю, а она вам вдруг: «Когда судьба по следу шла за нами…» и посмотрит красивыми глазами – в ожидании, что вы сейчас же и подхватите знаменитую строчку Арсения Тарковского… А вы даже не знаете, кто этот Арсений и чего хочет ваша девушка: в кино, в загс или просто мороженого.
Поднимем бокалы за Всемирный день поэзии в каждой московской квартире! Пусть каждый почувствует себя маститым автором колоссального общего стихотворения. О любви. По крайней мере – к поэзии и друг к другу.
Пусть зимобор-протальник принесет нам все то, ради чего нормальные люди читают книги и особенно – поэтические.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Глагол не жжет сердца людей
Колонка нашего обозревателя Александра Лосото
В День поэзии, 21 марта, спросите себя, любите ли вы стихи? Возможно, да, ответите вы, вспомнив школьные годы чудесные. Читаете их? Конечно же, нет. Прагматизм нашей жизни совсем не располагает к пребыванию в прекрасном, но искусственном мире поэзии. По данным соцопросов, треть россиян не могут назвать свое любимое стихотворение. Скорее всего, просто ни одного не помнят (далее..)