Революция, которую мы не заметили
Знаете ли вы, что года за три до того, как братья Люмьер провели свой первый сеанс на бульваре Капуцинок, умница Томас Альва Эдисон, опередивший свое время на столетие, изобрел аппарат, в окуляр которого можно было лицезреть движущиеся картинки? Но его изобретение, естественно, не получило распространения из-за того, что просмотр требовал наличия у каждого отдельно взятого индивида дорогостоящей техники. А производства ее еще не существовало. Именно поэтому во время жизни Эдисона распространение получила другая, более экономичная модель братьев Люмьер, которая позволяла большому количеству народа в зале совместно получать радость от лицезрения киноленты, обмениваясь при этом эмоциями и суждениями.
Но прошло сто лет. И на наших глазах на смену привычному миру кинематографа Люмьер приходят так называемые стриминговые платформы, которые дают возможность смотреть онлайн любую картину в любое время и на любых носителях. Теперь нам не надо сидеть в кинотеатре — мы можем начать просмотр фильма на домашнем компьютере утром за чашкой кофе, продолжить это занятие в метро на iРhonе и завершить вечером дома на iРad, сидя в теплой ванне. А это означает, что выход на рынок стриминговых компаний практически перечеркивает кино в том привычном виде, в котором оно существовало целое столетие. Сделав виток, мы восклицаем: «И снова здрасте, господин Эдисон!»
Это было о том, как. Теперь о том, кто... Всего лишь 12 лет назад американскую компанию Netflix мы знали лишь потому, что покупали DVD. Сегодня эта компания вошла в историю. Как? Ее владельцы не только первыми предложили зрителю смотреть кино онлайн, но и еще придумали систему распознавания того, какой именно контент нам нужен. Каждый из нас, не подозревая того, в многомиллионной аудитории стал уважаемым экспертом. «Нас посчитали» не просто по количеству наших заходов на «территорию» того или иного жанра, но и по тому, сколько минут мы смотрим фильм, в какой момент включаем убыстренную перемотку, с какой частотой возвращаемся к любимому сериалу и интересуемся ли вторым и третьим сезонами. Теперь уже не продюсер, ориентирующийся на свой вкус или коммерческое чутье, «заказывает музыку» — его функции, по сути, выполняет каждый из нас.
Чем отличаются стриминговые платформы от привычного фильма в кинотеатре? Всем. Прежде всего тем, что они сделаны в обход жестко регламентирующих бесплатное телевидение законодательных ограничений. Степень откровенности (как, естественно, и степень пошлости) режиссерского высказывания здесь может зашкаливать, тут есть возможность бескомпромиссно говорить о сегодняшней жизни, вызовах и обстоятельствах времени. Хорошо? Хорошо.
Ну, и теперь — вишенка на торте. Если «прошерстить» последние данные о скачивании сериалов россиянами, то можно увидеть любопытнейшую картину. После новейшей «Игры престолов» и пары других знаковых зарубежных продуктов все остальное время российский зритель скачивает на торрентах русскоязычные фильмы и сериалы. То есть в нашей стране королем является «качественная отечественная фильма». Порой даже и не очень качественная. Но отечественная! А вовсе не голливудские «аттракционы», которыми заполнены кинотеатры, ориентирующиеся на «поколение попкорна». Чего, кстати, они и сами не скрывают.
И эта онлайн-аудитория «качественной отечественной фильмы» на порядок превышает аудиторию голливудских картин в кинотеатрах, что уже само по себе шок! Потому что владельцы кинотеатров нас уверяют, что российские фильмы публика не хочет смотреть, поэтому они их и не ставят.
Но, в отличие от тех же американцев, у нас при наличии спроса пока еще нет собственного полнокровного потока онлайн-контента. А это значит, что в ближайшие пять лет наши ведущие компании, которые подбираются к этому рынку, начнут заполнять пустующую нишу. Кто именно возьмется за сие рискованное предприятие — большой вопрос. Потому что ведь надо будет в течение нескольких лет производить по несколько десятков сериалов прицельно «для онлайна» в ситуации, когда сериалы эти еще не будут приносить денег. А денег они не будут приносить, потому что на стриминговых платформах доход идет не от рекламы, а от подписок. Но, чтобы мы с вами подписались, нужно, чтобы там было достаточное предложение (большое количество новых разнообразных фильмов, сериалов), а этого пока нет.
Но то, что в ближайшие пять лет на нас обрушится вал самого разнообразного отечественного телевизионного онлайн-продукта, сомнений уже не вызывает. К гадалке не ходите!