Что делал будущий патриарх Пимен на строительстве Канала имени Москвы

Общество
3 сентября 1932 года началось строительство канала имени Москвы. Как правило, мировые столицы находится поблизости от морского побережья или в русле больших рек. Москва – редкое исключение. Уже в XVIII веке, когда Москва стала одним из крупнейших городов мира, было ясно, что городу не хватает воды.

Показательно, что все русские правители, которые оставили след в истории, прикладывали государственные усилия к тому, чтобы привести в Москву «большую воду». Тем более, что великая русская река Волга протекает всего в 120 километрах к северу. Как всегда, первым осознал проблему Петр I. Великий реформатор всерьез разрабатывал проект водного пути из Балтики в центр России. Из всех вариантов Петр выбрал проект, близкий маршруту современного канала. После его смерти в 1725 году этот проект, как и многие другие, были забыты.

Через 100 лет после Петра Александр I приступил к строительству канала, а Николай I его продолжил. Строительство велось 20 лет, было построено 36 шлюзов, вырыт Екатерининский канал между Истрой и Сестрой, которые входят в бассейн Волги и Москвы-реки. Открытие состоялось в 1850 году. Однако интерес к каналу иссяк, когда в 1851 году была построена железная дорога Москва – Санкт-Петербург, перетянувшая транспортные потоки. Заросший канал сохранился, а здание администрации Солнечногорска, по легенде, построено из камней разобранного шлюза заброшенного канала.

В начале ХХ века Москва потребляла всего 4,5 ведра на душу населения. Парижанин и лондонец расходовали по 15-20 ведер, а житель Нью-Йорка или Чикаго — 30! То есть в ряду мировых столиц Москва объективно выглядела замарашкой. В 1903 году, когда Мытищинский водопровод, построенный при Екатерине II, перестал справляться с обеспечением города, было начато строительство Рублевской водонапорной станции с гигантским резервуаром на Воробьевых горах, где сейчас стоит МГУ. Москворецкий водопровод – самый старый в столице.

Канал имени Москвы, 1977 год / Фото: Василий Егоров, Алексей Стужин/ ТАСС

Логика истории была реализована в эпоху индустриализации, когда страна замахивалась на самые крупные проекты. Решение было принято в 1931 году на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада Лазаря Кагановича. Канал имени Москвы - самый крупный источник воды для столицы, он обеспечивает 60% потребляемой городом питьевой и промышленной воды.

Не надо скрывать правду, канал строили заключенные. 200 тысяч человек были собраны в ДМИТЛАГе в городе Дмитров, где сейчас построена часовня Новомученников в земле российской просиявших. Одним из зэков был Сергей Извеков, будущий Патриарх всея Руси Пимен (1971-1990). Видным руководителем стройки был последний генерал-губернатор Финляндии и министр путей сообщения Временного правительства Николай Некрасов, тоже зэк. За ударную работу он получил орден Трудового Красного Знамени. Но в 1940 году профессора все равно расстреляли за вредительство при строительстве построенного им канала и злодейский умысел убить руководителей партии и правительства.

За 4 года и 8 месяцев было построено 11 шлюзов, 8 земляных плотин, 3 железобетонные плотины, 8 ГЭС, 19 мостов, 2 туннеля. Всего 240 гидротехнических сооружения. Выстроилась цепь водохранилищ – Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское, Учинское. Были перенесены на другое место 200 сел. Объем земляных работ – 200 миллионов кубометров. Если этот грунт погрузить в железнодорожные вагоны, состав опоясал бы Землю по экватору 6 раз.

Москва потребляет более 5 миллионов кубометров воды в сутки. В 110 раз больше, чем в начале ХХ века. И это один из лучших показателей в мире.

amp-next-page separator