Труд и стереотипы

Общество
В наше время в людях особенно проявляется неприятная черта — деление профессий на престижные и второсортные.

Если судить объективно, любой добросовестный труд на благо людей, родной страны, церкви достоин уважения. Однако значительному числу людей вредят стереотипы: труд умственный считается более важным, а физический — менее, хотя, без него жизнь на земле была бы невозможна.

«Элитные специальности» рвутся получить люди, которые не имеют склонностей к науке. В результате их работа оборачивается не благом, а проблемами для других людей.

Двое юношей увлекались ремонтом автомобилей. Только специальность «автослесарь» — это совсем не модно. «Уж лучше учиться на юриста или менеджера — профессии востребованные», — решил один из друзей. Впоследствии нелюбимая работа его тяготила, продвижения по службе не предвиделось. Зато его приятель не побоялся, выучился и полностью отдался своей технической профессии. Сначала он работал на заводе, потом его способности оценили: назначили инженером, главным инженером, заместителем директора.

Думаю, все замечают, сколько людей разных возрастов выбирает сферу деятельности не по призванию. Современному молодому человеку сразу хочется хорошо зарабатывать и быть востребованным. От работы грузчика, токаря, столяра он отказывается.

Между тем многие известные люди начинали трудовую деятельность с самых простых специальностей, не пренебрегали ими. Среди таких есть политики, предприниматели, журналисты, актеры и др. Достаточно вспомнить русских писателей. Например, Михаил Пришвин был агрономом, а Максим Горький поработал пекарем и сторожем на железной дороге. А писатель и переводчик Александр Куприн работал кочегаром, землемером, токарем, столяром, рыбаком, грузчиком. Известный своими произведениями о Москве и москвичах Владимир Гиляровский вовсе трудился бурлаком, крючником, истопником, пожарным, табунщиком. Евгений Замятин строил ледоколы. И таких примеров много. Они являются показателем того, что по-настоящему успешными людьми становятся те, кто не брезгует никакой работой, а за какую берется, то выполняет ее ответственно и с любовью.

Существует немало стереотипов, касающихся возраста, пола. Например, говорят: «этим старики занимаются, а он молодой…», «там одни женщины работают, зачем парень туда устроился…», «работа для мужчин, куда ж девчонке…» и т. д. Речь идет не о каких-то объективных ограничениях, которые налагает пол, возраст человека, физические возможности, а отношение вообще к труду.

Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Это было в 90-е годы, когда время дефицита сменялось безденежьем. Около частного дома сидела девочка подросткового возраста и вязала джемпер. Она не скандалила, требуя у родных достать ей одежду, а мастерила сама. Мимо проходил немолодой сосед, от которого можно было ожидать мудрости, знания жизни, а он пренебрежительно пробормотал: «Ты вяжешь? Но этим же занимаются бабушки. Ты-то ведь еще молода». Трудно сказать, откуда в человеке берется такая бессердечность, когда он осекает подростка, который занимается достойным делом. Во все времена для девушки хорошим тоном было умение вышивать, вязать, шить.

Авторитетный человек общался с группой детей. В какой-то момент он обратился к ним с вопросом: «Чем любите заниматься?» Один из мальчиков ответил: «Мне нравится наводить порядок. Люблю, когда все лежит на своих местах, вокруг чисто». Взрослый с иронической интонацией, как бы приглашая других детей улыбнуться, снисходительно спросил: «Что, дворником будешь?» Реакция взрослого была такой, словно ребенок сказал что-то неправильное. Разве умение поддерживать чистоту — это дурное качество?

Дети получили не только «урок» пренебрежительного отношения к физическому труду. Взрослый заразил их души болезнью высокомерия. По замечанию святителя Иоанна Златоуста, этот грех особо отдаляет человека от Бога. В таком разграничении специальностей виден фарисейский взгляд на мир: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,… как этот мытарь» (Лк.18:11). Иисус Христос говорит: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).

Спаситель не осудит человека за то, что он работал строителем, а не преподавателем высшей математики. Важно будет, добросовестно ли человек трудился на своем месте, старался ли помочь окружающим. Бог любит каждого человека, все мы — Его создания (см. Прит. 22:2). Вспомним первоверховных апостолов Петра и Павла. Один — простой рыбак (см. Мф. 4:18), а другой — римский гражданин, ученый человек (см. Деян.22:25—29). Несмотря на это, они были равны перед Господом, или эпизод, когда к родившемуся Спасителю на поклонение приходят как пастухи (см. Лк.2:8—17), так и восточные мудрецы (см. Мф.2:1—11).

К сожалению, примеров неправильной оценки чьего-то труда можно было бы привести много. Мы сами формируем у следующих поколений искаженное отношение к труду. Это осложняет жизнь и им, и нам, а потому стоит помнить, что каждый «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк.10:7). Учиться правильному отношению к труду надо с юного возраста.

amp-next-page separator